09:32 14/04/2019

Взрывы без огня, исчезновение в песках: как режиссеры пугают зрителей

Официальный сайт Минобороны США

По прогнозу метеорологов, вся следующая неделя обещает быть по-весеннему непредсказуемой. А это значит солнце, дождь и снег – все в одном флаконе. Кто-то еще походит в полушубке, а кто-то решится надеть легкие туфли. Астероиды, которые движутся на нашу планету, чтобы уничтожить на ней все живое, бывают только в кино. Обо всех крупных космических телах, которые пронесутся около Земли в ближайшие сотню лет, уже известно. О мифах, которыми зазря пугают зрителей, расскажет «МИР 24».

Не только военные фильмы, но и боевики часто грешат нереальными взрывами. Это относится и к автомобильным авариям, когда от столкновения почему-то сразу взрывается топливный бак, и к брошенным гранатам. На экране часто показывают большой огненный шар. В реальности от взрыва гранаты могут появиться только осколки и облако пыли. Киногерои могут не только красиво драться на фоне языков пламени, но и безболезненно проходить лазерные лучи. Как в сцене из «12 друзей Оушена», где Венсан Кассель виртуозно обходит лазерную сетку, а ведь на самом деле она абсолютно невидима.

А если нужно необычным способом убить персонажа, в ход пускают зыбучие пески. Попадая в них, человек быстро гибнет, но это всего лишь красивый ход. На самом деле опасность зыбучих песков кроется в том, что они обычно располагаются в зоне прилива. И человек, попадая в них, может утонуть в приходящей волне. Показать нам наглядно, что происходит с живым телом в зыбучем песке, согласились ученые в МГУ. Чтобы сымитировать ситуацию, нам понадобился разбавленный в воде крахмал. По своим свойствам он наиболее близок к зыбучему песку.

«По мере того, как он пропитывается, он становится все более густой и начинает проявлять свойства «неньютоновской жидкости». Я попробую поставить фигурку в качестве человека или в качестве животного, которое тонет. Как только он наступает, он в ней тонет, и если мы попробуем его выдернуть, он будет выдергиваться со значительным усилием. Песок сильно плотнее и благодаря закону Архимеда мы просто не можем в нем полостью утонуть. Мы можем в нем застрять по колено, по пояс, но не целиком. Даже если нас специально закопать в зыбучие пески, мы с вами там расслабимся и по закону Архимеда все равно всплывем вверх. Не полностью, но по пояс», – рассказал ассистент кафедры региональной геологии и истории земли геологического факультета МГУ Алексей Хотылев.

Но, пожалуй, самая благодатная тема для киномифов – космос. В фильме «Интерстеллар», например, решили пренебречь гравитацией. Так, с Земли астронавты взлетают на большой многоступенчатой ракете, а с других планет почему-то на маленьких реактивных кораблях. Хотя такие на орбиту просто не долетят – сила притяжения их остановит. Больше фантазий связано с летящими на Землю кометами или астероидами. Частенько в кино человечество на грани Апокалипсиса. И все потому что ученые обнаруживают астероиды слишком поздно. В реальной жизни все крупные космические тела, находящиеся в солнечной системе, уже под контролем.

«Время обнаружения астероида зависит от его размеров, отражательной способности и нашей техники. Все астероиды больше одного километра в солнечной системе уже обнаружены, у каждого уже известна орбита, и они не угрожают Земле, поэтому серьезную опасность может нести какая-то неизвестная комета или астероид, который летит по вытянутой орбите из внешних частей солнечной системы. За счет большого расстояния эти объекты очень тусклые, и современные телескопы их пока не видят», – пояснил ведущий инженер отдела релятивистской астрофизики ГАИШ МГУ Дмитрий Колесников.

Дмитрий считает, что даже если угроза столкновения с огромным астероидом станет реальной, вряд ли его будут взрывать, как в фильмах. Ведь множество отдельных его частей, падающих за Землю, не менее опасны. Скорее всего, астрономы пойдут более элегантным путем – построят на астероиде двигатели, которые плавно сместят его со своей орбиты. А учитывая, что последний раз крупный метеорит падал на Землю в Челябинской области в 2013 году - нам бояться нечего. Ведь события такого масштаба случаются раз в сто лет.