Под защитой человека. В заповеднике в Иссык-Кульской области живут снежные барсы, рыси и хищные птицы. Большинство из них – жертвы охотников и браконьеров. Питомцев лечат и учат жить в новых условиях, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Дарья Ким.
На обед только – сырое мясо. Каждому постояльцу – не больше полутора килограммов. Сочный кусок ослятины – специально для Алсу. Этой самке снежного барса 16 лет. Сотрудники заповедника в шутку ее называют «старушка». В дикой природе эти кошки живут около 12 лет. Алсу привезли в заповедник котенком. Ее нашли в капкане. Лапу сохранить не получилось, поэтому на волю отпускать ее было нельзя.
«Барсы к нам привыкли, но инстинкт есть инстинкт. Однажды приходили дети, посмотреть на животных, я отвлекся и слишком близко подошел к вольеру. Вдруг барс схватил меня за штанину, это произошло за пару секунд. Крепко поцарапал, шрам до сих пор. Очень шустрое животное», – говорит работник заповедника Асылбек Жейналиев.
Барсы своенравны, как и все кошки. В вольере площадью 70 соток живет Колючка. Кличка раскрывает характер. Увидеть ее – большая удача.
«Колючка вспыльчивая, недружелюбная, поэтому мы ее сами редко видим. Когда сильно проголодалась – приходит, а нет – мы мясо оставляем, а она забирает его, только когда мы отходим», – рассказывает руководитель заповедника Урланбай Сулайманов.
Кроме барсов в этом заповеднике живут и другие хищники. Шестилетний Васёк абсолютно здоров, но к условиям жизни в дикой природе не приспособлен. Гладить себя не разрешает, но на свою территорию пускает легко. Характер рыси Алексей Мухин знает, но соблюдает осторожность.
«Когда кошка злится, она уши прижимает. Рысь спокойно лежит в свое удовольствие, погладить так хочется, но невозможно – может укусить или схватить когтями», – предупреждает работник заповедника Алексей Мухин.
Соседи Васька – коршун со сломанным крылом и беркут с одной лапкой. Их на волю никогда не выпустят. Другие птицы уже достаточно окрепли. Покалеченных пернатых часто находят в горах охотники. Птиц привозят в заповедник, поскольку знают, что там им помогут и вылечат. Кличек не дают, чтобы не привязываться и не переживать при расставании.
«Если птицы дикие, они не возвращаются, если полуручные – какое-то время еще прилетают и только потом улетают совсем», – отмечает работник заповедника Алексей Мухин.
Работники заповедника признаются: отпускают животных и птиц с легким сердцем. Но тяжело переживают, когда хищник, возвращаясь к себе «домой» в природу, погибает.
Подробнее в сюжете: Зверье мое