27 декабря в 20:40 на телеканале «МИР» можно будет увидеть легендарную советскую комедию «Покровские ворота». Реплики ее главных героев – Костика, Саввы Игнатьича, Хоботова, Велюрова, Маргариты Павловны – стали крылатыми. А актеры, которые сыграли обитателей коммунальной квартиры на Петровском бульваре, не только полюбились зрителям, но и стали знаменитыми благодаря этому фильму. Мы расскажем о том, как сложились их судьбы после «Покровских ворот».
Это тот самый случай, когда актер «проснулся знаменитым». Нельзя сказать, что Олег Меньшиков был неизвестен публике в 1982 году, но широкую известность открыли актеру именно «Покровские ворота». «Вам нужен творческий непокой!», – восклицает Костик Ромин, персонаж Олега Меньшикова, обращаясь к стареющим обитателям коммуналки.
Костик себе на уме, но с виду простачок: цитирует Пушкина, устраивает жизнь своих соседей, «взрослых тетенек и дяденек», брызжет энергией и романтикой молодости. Он – краснобай, дамский угодник, «знаток человеческих душ» и азартный игрок («Партия переходит в эндшпиль, и играть его, девушки, буду я!»). Несмотря на возраст, он подчас демонстрирует глубокое понимание жизни: «И всё-таки поверьте историку – осчастливить против желания нельзя». Этот образ у Меньшикова получился утонченным и исключительно обаятельным.
Первым, кто попал под обаяние актера, стал режиссер картины Михаил Козаков. Когда Меньшиков пришел на пробы с Татьяной Догилевой, Козаков и оператор картины Николай Немоляев поняли: без этого актера картина не состоится. Так же отреагировал и Леонид Зорин – автор пьесы, по которой снят фильм.
Он сразу узнал в Меньшикове молодого себя (именно он был прототипом Костика): «Минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Он был ещё студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста». Кстати, сам Меньшиков спустя 25 лет признавался, что думал, что играет Козакова, а не Зорина. Ведь именно он в конце картины играет «постаревшего Костика».
После выхода картины Олег Меньшиков стал секс-символом 80-х. Фильм принес ему известность, хотя сам он в одном интервью сомневался, что это так: «Считают, тут-то я и прямо подскочил знаменитым, чего на самом деле не было». По мнению публициста Дмитрия Быкова, «поздний Меньшиков – классический заложник замечательной профессиональной выучки». После роли Костика последовал ряд разноплановых ролей, в том числе в фильмах «Капитан Фракасс» (1984), «Володя большой, Володя маленький» (1985), «Мой любимый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987), за которую он получил Серебряную медаль имени А. П. Довженко.
Фото: Яцина Владимир/ТАСС
Оглушительный взлет его карьеры случился после роли в оскароносном фильме «Утомленные солнцем». Со своей подругой Татьяной Догилевой, с которой он подружился в «Покровских воротах», они встретились на площадке фильма «Восток-Запад». Не прошли незамеченными и его театральные роли: он блестяще сыграл императора Калигулу, Сергея Есенина и Вацлава Нижинского. В театре он был не только актером, но и показал свой талант организатора и режиссера. Это привело к тому, что в 2012 году ему доверили ответственную должность – художественного руководителя драматического Театра имени Ермоловой. В том же году в кино вышел фильм «Легенда № 17», в котором Меньшиков появился в образе хоккейного тренера Анатолия Тарасова.
Несмотря на то, что актер почти не дает интервью и неизменно отвечает отказом на предложения о съемках за границей, назвать его жизнь скудной на события сложно. В 2018 году он снялся в фильмах «Гоголь. Начало» в образе следователя Якова Петровича Гуро, побывал доверенным лицом кандидата в мэры в Москвы Сергея Собянина, начал преподавать в ГИТИСе. В интернете он запустил свой канал «ОМ», на котором выкладывает свои интервью с известными личностями. Его собеседниками успели побывать Данила Козловский, Алла Пугачева, Виктор Сухоруков, Федор Конюхов, Слава Полунин и другие знаменитости.
До роли артиста Велюрова в «Покровских воротах», Леонид Броневой был всем известен, как Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться…», – его знаменитая фраза и спокойный, ровный взгляд группенфюрера СС стали его визитной карточкой. Кстати, изначально Татьяна Лиознова, режиссер этой картины, предлагала ему роль Гитлера, но жена Броневого заявила: «Если согласишься на Гитлера – развод!». Броневой выбрал играть Мюллера, и получил за нее не только орден Трудового Красного Знамени, но и народное признание. С тех пор этот образ стал неотделим от самого актера, что изрядно раздражало самого Броневого.
Вторым популярным персонажем актёра стал Доктор из фильма Марка Захарова «Формула любви». Он меланхоличный, повидавший на своем веку человек, которого даже съеденной на глазах железной вилкой не удивишь, а оживающие статуи для него – это всего лишь очередной диагноз. Примерно таким же – со слегка отсутствующим взглядом и непробиваемой невозмутимостью – вышел и его персонаж Герцога в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Его фразы тоже разошлись на цитаты: «Как вы думаете, где мы будем делать талию? На уровне груди!».
Фото: Строков Михаил/ТАСС
В «Покровских воротах» Броневой воплотил персонажа с куда более обширным набором эмоций. Он сыграл эстрадника-куплетиста Велюрова, тщеславного и склонного к алкогольным срывам («А кто не пьёт? Назови! Нет, я жду!»). Велюров влюблен в пловчиху Свету (Татьяна Догилева), но та не отвечает ему взаимностью, и артист впадает в творческий кризис: «Оставьте меня. Я тоскую как Блок». В такие дни призыв Костика «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» становится для него актуальным, но в нем нет цинизма, и этим он симпатичен, хотя и вызывает жалость. Кстати, когда в стране шла антиалкогольная кампания, сцены с «рюмашками» вырезали из фильма.
Наряду с успехами на экране Броневой имел популярность и на театральном поприще. С 60-х по 1988-й он работал в Московском драматическом театре на Малой Бронной, где была активно занят, а с 1989 перешел «Ленком». Для него там всегда находились роли в топовых спектаклях («Королевские игры», «Варвар и еретик», «Женитьба», «Вишневый сад» и других). Марк Захаров, художественный руководитель театра, высоко ценил его артистический талант и человеческие качества. Он отмечал, что Броневой оказал огромное влияние как на «Ленком», так и на весь российский театр. В 2008 году получил премию «Ника» за роль старика-актёра Журавлёва в фильме «Простые вещи». Жизнь артиста прервалась в 2017 году, когда ему было 88 лет.
«Хоботов! Это мелко!», – восклицает Маргарита Павловна Хоботова, одна из самых громких и активных обитательниц коммуналки в Петровском проезде. Эта не в меру энергичная женщина, взявшаяся «спасать» своего бывшего мужа и ведущая странную и диковатую игру а-ля «тройственный союз» вызывает настоящий суеверный ужас у многих, кто смотрел «Покровские ворота». «Женщина сказочного ума! Занимается Южной Америкой!», - так описывает ее второй муж Савва Игнатьич. Маргарита Павловна способна «задушить любовью» и отдает всю себя на защиту обоих своих мужчин от страшного внешнего мира.
Фото: Малышев Николай/ТАСС
Для Инны Ульяновой, исполнительницы роли Маргариты Павловны, эта роль стала звездной. Именно благодаря ей она стала супер-узнаваемой и на нее обратили внимание режиссеры. До этого она смогла засветиться лишь в «Семнадцати мгновениях весны» в роли подвыпившей дамочки с лисой.
После съёмок «Покровских ворот» Инна Ульянова подарила Михаилу Козакову, режиссеру фильма, медаль «За спасение утопающих». Она искренне считала, что до встречи с ним «утопала» как актриса.
После выхода фильма на экраны она снялась еще в нескольких характерных ролях в кино и сериалах. В 90-е годы запомнилась всей стране как дама, которая пользуется средством «Comet»: «Да, милочка, из-за такой ванны и на квартиру не клюнут». На телевидении вела программы «Дело хозяйское» и «На здоровье!». Инна Ульянова была 2 года замужем за Борисом Голдаевым, а потом она больше не выходила замуж. Детей у нее не было. 9 июня 2005 соседи актрисы вызвали «Скорую помощь», когда обнаружили, что она неделю не выходит из дома. Причиной смерти был цирроз печени. Инна Ульянова похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
Сначала предполагалось, что роль немногословного и симпатичного «тюфяка», мужа Маргариты Павловны Саввы Игнатьевича сыграет Никита Михалков, но тот нашел сценарный материал неинтересным и отказался. Тогда режиссер Козаков решил взять на роли обитателей «скворечника» малоизвестных артистов. Одним из них стал Виктор Борцов. Он мало говорит и тяжело смотрит: «Щас я вам покажу, где здесь хунд беграбен, то есть собака зарыта!». Эти и другие его меткие словечки в разные времена вырезали из картины – худсовет говорил, что ими он «искажает образ советского воина». Но потом, с послаблением цензуры «натюрлих» и «ферштейн», исполняемые героями полька «Мой отец запрещал…» и песня «Розамунда» были возвращены.
Фото: Кадр из фильма «Покровские ворота»
«Сниматься мне в принципе было легко, – рассказывал он потом в интервью. – Я ж сам вырос во дворе, так сказать, коммунальном. Поэтому прекрасно знал и рассказывал Мише, как должен быть одет мой герой, какой походочкой он должен ходить, какие усы носить, в какую игру играть – в «лянгу» тогда все резались».
После выхода «Покровских ворот» Борцов сыграл множество ролей в хорошем кино, правда, далеко не главных. Например, роль подпитого посетителя привокзального ресторана в «Вокзале для двоих», Гаврилу в «Гардемаринах, вперед!», Протасова в «Марше Турецкого» и еще около 30 разных ролей. Его основная работа была в Малом театр, где он работал с 1957 года и переиграл там весь классический репертуар. Умер он, когда ему было в 74 года.
Анатолию Равиковичу роль Хоботова далась с трудом. О съёмочном процессе он вспоминал как о «муках, которые кончились только с последним словом на озвучивании». Например, та сцена, когда медсестра Людочка (Елена Коренева) делает ему укол, переснималась несколько раз, потому что, по мнению режиссера, Хоботов неубедительно говорил фразу: «Как вы это делали, вы так это делали! Вы… прекрасно кололи». Актер это воспринимал как доказательство собственной несостоятельности в профессии. Но сам Андрей Миронов хотел сыграть этого персонажа, а выбрали в итоге Равиковича!
Хоботов – это постоянно попадающий в нелепые ситуации, плохо приспособленный к жизни человек. Он чувствительный и ранимый, как большой ребенок, и никак не может отвязаться от навязчивого участия своей бывшей жены. Себя он считает «независимым умом», который «не боится банальностей». Очень волнительно наблюдать за развитием сюжета: справиться ли Хоботов, хватит ли у него смелости? Так и хочется «болеть» за него: «Давай, Хоботов, покажи им!».
Роль Хоботова для Равиковича была первой крупной киноработой и быстро привлекла к нему внимание режиссеров. Однако этот успех артист развивать не спешил, позиционируя себя, прежде всего, артистом театра.
Фото: Кадр из фильма «Покровские ворота»
В шестидесятые Равикович работал в театре имени Ленсовета, а с 1988 года перешел Санкт-Петербургском театре Комедии им. H. П. Акимова. В нем он играл Аметистова в «Зойкиной квартире», Кюрма в «Биографии», Тартарена в «Тартарене из Тараскона» A. Доде, Ромула Августула в «Ромуле Великом», Сарафанова в «Свидании в предместье». Также он играл в Театре Антона Чехова («Поза эмигранта» «Ужин с дураком») и Театре Хазанова («Ночь в Венеции»).
В кино он сыграл из заметных – роль кардинала Мазарини в «Трех мушкетерах», а из «проходных» – еще около 30 ролей. Последние годы жизни актёр страдал от последствий давнего инфаркта, но продолжал работать. В 2000-е годы Равикович написал книгу воспоминаний «Негероический герой».
Семь лет назад актер ушел из жизни. Причиной была сердечная недостаточность. Своей супруге, актрисе Ирина Мазуркевич, с которой они прожили 33 года и вместе вырастили дочь Елизавету, он перед уходом наказал: не оставаться в одиночестве. Она выполнила его желание, и совсем недавно 60-летняя Ирина снова вышла замуж.
Елена Коренева, которой в картине была предложена роль медсестры Людочки, поначалу отказалась от съёмок. Её не вдохновили ни сценарий («какой-то натужный юмор»), ни ее персонаж. Согласилась она только потому, что ее уговорила ее мама Наталья Коренева, которая работала на картине вторым режиссером. Она же, кстати, и «открыла» Олега Меньшикова, увидев его в каком-то спектакле.
Елене Кореневой хорошо удавались роли нежных, наивных и бесхитростных натур – вспомнить хотя бы ее роль Таи в «Сибириаде» или Марты, возлюбленной Барона Мюнхгаузена из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Роль в «Покровских воротах» ей явно удалась, но почти сразу же после выхода картины Коренева уехала в США и вышла там замуж за преподавателя русского языка и литературы. Такой «финт» актрисы привел к тому, что фильм на какое-то время положили на полку.
Раздосадованный Козаков даже сочинил по этому поводу стихотворение: «Я целый год потел зазря – артистка Коренева, фря, поставила мне клизму…».
В Америке Коренева пробовала себя в кино, но впоследствии говорила: «Нашим соотечественникам там светят только фильмы категории «Б» – то есть, второго сорта. За несколько лет я снялась в эпизодических ролях только в двух картинах, одна из которых – «Любовники Марии» Михалкова-Кончаловского».
Фото: ТАСС
Когда американский брак закончился разводом, Коренева стала работать официанткой в русском ресторане, объясняя это так: «В Америке это самый распространенный способ подзаработать для людей творческих: у тебя много свободного времени, а чаевые (кстати, очень неплохие) целиком идут тебе в карман». Там она познакомилась с поэтом Иосифом Бродским и танцовщиком Михаилом Барышниковым.
Хотя она и оставалась советской гражданкой, ей 3,5 года не давали визу в СССР. Впервые приехать в Москву она смогла только в 1987 году, а в начале 90-х вернулась насовсем. Она написала автобиографическую книгу с самокритичным названием «Идиотка» и начала активно сниматься в отечественных кинокартинах. Параллельно она поступила в Театр современной пьесы. В 1999 году окончила Высшие режиссёрские курсы и сняла две короткометражных картины: «Ноктюрн Шопена» и «Люся и Гриша». Она была в жюри кинофестивалей «Амурская осень – 2009» и «Лістапад» в Минске. Свои политические взгляды артистка выражала активно и радикально. Она неоднократно принимала участие в правозащитных и благотворительных акциях, оппозиционных и антивоенных митингах. Сейчас она продолжает жить в России, а на ее счету сейчас более 60 лей в кино и семь – в спектаклях.
Подробнее в сюжете: Новости кино