10:28 25/04/2019

Михалков: На ММКФ самое интересное для зрителя происходит вокруг фестиваля. ЭКСКЛЮЗИВ

Гость программы «Культ личности» на телеканале «МИР 24» – президент Московского международного кинофестиваля Никита Михалков.

- Фестиваль проходит уже 41-й раз. Чем можно вас удивить?

Никита Михалков: Удивить меня можно только тем, что никаких проблем нет. Потому что проблемы всегда есть. Пока меня этим не удивляли, потому что проблемы появляются всегда – либо технические, либо художественные, либо плановые и так далее. Меня лично фестиваль удивляет тем, что каждый год появляются абсолютно новые программы. Это очень хорошо. Он очень разнообразен, он охватывает практически все жанры, концентрирует зрителя на кино Одессы, феминистическое – кино женщин, турецкое кино и так далее. Конечно, конкурсная программа имеет огромное значение, и чем эта программа лучше, тем выше качество фестиваля. Но самое интересное для зрителей происходит вокруг фестиваля, вокруг конкурсной программы. Потому что там можно найти все, что угодно.

- Чем отличителен именно этот фестиваль?

Никита Михалков: Думаю, тем, что мы второй раз проводим его в апреле, что, конечно, кого-то смущало – погода и так далее. Но для нас это очень удобная вещь, ибо это первый международный фестиваль такого уровня – больше охват, больше возможность просматривать картин для этого фестиваля, потому что они еще не отданы на другие. Журналисты не носятся между Францией, Италией и так далее. Зритель в Москве – люди еще не уехали в отпуск. Не так жарко. Очень много преимуществ.

- В этом году председателем жюри стал южнокорейский режиссер Ким Ки Дук. Почему он?

Никита Михалков: Вообще председателем жюри должен быть большой режиссер. Поэтому, я думаю, что вопрос отпадает сам по себе. Он действительно большой режиссер. И вообще замечательный художник в самом широком смысле этого слова. Художник как личность. И я очень счастлив, что он принял наше приглашение и возглавляет наше жюри.

- Уже несколько лет подряд внимание зрителей приковывает якутское кино. Почему Якутия?

Никита Михалков: Потому что они делают качественное кино национальное. Я считаю, что это замечательно, если в регионах страны будут возникать студии, где люди будут снимать кино про себя, и это кино будет интересно всем остальным. Я считаю, что это только мечта – не стягивать все в Москву, Санкт-Петербург, кинематографические столицы. Когда кино происходит у себя на месте, оно очень профессиональное бывает. В этом смысле я не знаю, почему это связано с Якутией, но именно Якутия дает очень качественный материал.

- Когда у ММКФ будет своя площадка?

Никита Михалков: Вопрос знаковый и естественный. Дело в том, что то пятно застройки, которое мы получили, имело такое количество обременений, и как только люди, владеющие тем или другим пятачком, поняли, что здесь будет строиться что-то, стали сразу задирать цены, потому что понимали, что на этом можно заработать. Но все бумаги подписаны, и вопрос заключается только в конкретном начале строительства. Как только первый кол вобьют, я тут же дам всем знать, во все колокола буду бить, что мы начали.

- Не могу без этого вопроса: фильм «Братство» Павла Лунгина. Ваше отношение к этой картине? 

Никита Михалков: Мне не нравится эта картина. Павел Семенович меня упрекнул в трусости. Но справедливо ли это? Чего мне бояться. Неприятно показывать на закрытии фестиваля в общем такую совершенно клишированную картину. К тому же получившую очень яростную оценку людей, которые там воевали. И дело не в том, что это эдакая правда. Это желание попасть в тренд. И это видно. Она вся склеена из клише, просто клише. Если картину разобрать, я думаю, будет ее разбирать BadComedian, он назовет штук 15 американских картин, где мы уже это видели. Там цимес в том, что это наши солдаты, которые мародерствуют, крадут и так далее. Наверное, и это было, но я не думаю, что это повод для того, чтобы на этом акцентироваться. Все-таки там довольно много людей погибло, и не по своей воле. Но если говорить про художественный уровень, это не лучшая картина Лунгина. Хотя я понимаю, что, наверное, сейчас это придаст этой картине определенный флер и приведет зрителей.

- Эта гонка за Голливудом для нашего отечественного кино – это хорошо или плохо?

Никита Михалков: Плохо, конечно. Как Голливуд мы снимать технически, может быть, через какое-то время сможем. А внутренне – художественно, духовно – никогда Голливуду не дотянуться до нашего кино. Не потому, что я пытаюсь наше кино поставить выше голливудского. Просто наше кино так или иначе, как и наше русское искусство, все построено на русской литературе. А это особая литература. Это литература тонкая, страстная, она вся пронизана противоречиями русского человека. И поэтому это интересно. Для меня настоящей интернациональной картиной становится настоящая национальная картина. Вот про якутов говорили, или Ким Ки Дук. Мы смотрим американские картины и понимаем, особенно сегодня, что настоящее, высокохудожественное, высококлассное кино в Америке делают латиняне, аргентинцы. Делают ребята, в которых живет не пластмассовая душа, страстность. Они могут и так, и так. И картина «Рим» тому пример – совершенно черно-белая, артхаусная картина. Но какая там страсть. И какая там мощь. Но они говорят: мы можем вам и про космос, и про мафию, и про что угодно. И там есть жизнь внутри, там бьется сердце. Американское кино сейчас в основном – это все комикс. Да, потрясающе, голова крутится вокруг своей оси на 360 градусов: затопило город, прорвало, цунами. Все это страшно, волнует, но волнует визуальным эффектом, а не существом, потому что это не «Бонни и Клайд», не «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» или «Крестный отец».

- Первые серии сериала «Эпидемия» в рамках ММКФ. Вопрос следующий: ваше отношение к сериалам и хотели бы вы когда-нибудь стать режиссером, продюсером именно сериала?

Никита Михалков: Послушайте, у меня, допустим, «Утомленные солнцем – 2» – 13 серий. Причем это не то, что не вошло в картину, не обрезки, обрывки и остатки, а снятые специально эпизоды для этого сериала, новые персонажи, новые повороты. Это полноценный сериал, которым я очень дорожу. Сейчас очень многие большие режиссеры уходят в сериал. Почему? Деньги те же, аудитория в три раза больше, и тебе не надо думать о том, как вогнать его в тайминг. Это очень удобно. Особенно если это интересная история, история романного характера, это всегда очень интересно. И большие режиссеры делают замечательные сериалы.

- Чего нам ждать в ближайшее время от Никиты Сергеевича Михалкова в плане работы какой-то интересной?

Никита Михалков: Во-первых, будет пятый выпуск нашей академии актерской, режиссерской. И есть сценарий, который мы писали с братьями Пресняковыми, называется «Шоколадный револьвер», который я надеюсь вот-вот начать снимать. Это большая картина. Я имею ввиду, она с большим кастингом международным, и съемки в России, во Франции, в Германии, в Америке. Это, на мой взгляд, глубокая, важная драма. По срокам, я надеюсь, оклемаюсь с ногой, и мы, бог даст, должны вот-вот начать.

- Спасибо вам большое.

Никита Михалков: Спасибо вам.