Живописные горы, древние храмы и яркие краски Индии – на ВДНХ открылась экспозиция работ Рерихов. В просторный павильон они переехали из Государственного музея Востока. На выставке побывала корреспондент телеканала «МИР 24» Ольга Жемчугова.
Выставка не просто так называется «Сохраняя культуру». Это был главный завет Николая Рериха человечеству. Сегодня его произведения, как часть этой культуры, обрели новый просторный дом. 13-й павильон ВДНХ, который специально отреставрировали, чтобы предоставить Музею Востока, помогает полнее раскрыть творчество художника.
«Здесь мы открыли выставку Рерихов в первый раз в сентябре, и картины художников заиграли совершенно другими красками. Объем выставочного пространства, высокие потолки дают совсем другое видение этих произведений», – отметил Александр Седов, генеральный директор Государственного музея Востока.
Живопись Николая Рериха на экспозиции – это квинтэссенция 45 лет его жизни. Красной нитью проходит тема Древней Руси. Православные храмы не просто становились объектами для художественного творчества – Рерих выдвинул идею о важности сохранения памятников. Эта идея со временем превратилась в «Пакт Рериха» – международный документ о защите культурных ценностей во время войн и вооруженных конфликтов. Эта тема тоже не обошла стороной творчество художника. О том, какой губительной для человечества и культуры может стать война, он не забывал даже в Тибете.
Лучше гор могут быть только горы с богатырем Святогором. Эта картина была написана незадолго до начала Второй мировой. Поэтому русский богатырь изображен среди Гималаев, он как бы призывает защищать Отечество.
Цепь из картин, посвященных Тибету, как цепь гор – опоясывает всю выставку. Интересно, что писать горы Рерих стал еще до переезда на Восток. Так, картина «Чудо» создана по мотивам путешествия в США. В центре – появление долгожданного спасителя, мессии. Но на фоне – горные цепи, уже больше напоминающие Гранд-Каньон. В этом году Рерих уедет на Восток – к другим горам.
«Он не просто иллюстрирует легенду, он ее приспосабливает, делает ее общедоступной, общенациональной для людей всего мира. Здесь мы видим архитектуру голландского мостика. Видим людей в длинных славянских одеждах льняных. Это кусочек Древней Руси. Это Гранд-Каньон. Эта легенда становится интернациональной», – сказал Владимир Росов, куратор экспозиции.
На выставке собрано около 400 работ. Причем здесь не только картины Николая Рериха. Отдельный зал отдали произведениям его сына Святослава. Его работы – это яркие краски Индии. Здесь очень много портретов жены художники – индийской актрисы Девики Рани Рерих. Писал он и портреты отца. Один из них – в центре основной экспозиции. С 27 апреля она будет работать на ВДНХ в постоянном режиме.