Эти женщины были прекрасно образованы, красивы, богаты и имели больше свобод, чем замужние гречанки. Они становились подругами полководцев, музами художников, собеседницами философов, они вдохновляли писателей и очаровывали их спустя тысячелетия. Речь идет о гетерах, совершенно особой категории греческих женщин. Об особенностях положения гетер рассказывают историк, специалист по Древней Греции Елена Булычева и историк искусства Мария Санти.
Елена Булычева: Гетеры вели весьма своеобразный образ жизни. Их нельзя назвать обычными проститутками, которые были на улицах античных городов. Это были женщины, которые принимали у себя мужчин и часто делали это за деньги, но при этом были весьма образованы, прекрасно владели искусством игры на музыкальных инструментах, пели, знали философию, были обучены различным наукам. Поэтому очень часто к ним приходили мужчины знатных аристократических фамилий, люди образованные, известные в греческих полисах, и вели с этими дамами даже философские беседы. Есть интересный трактат у Платона – «Разговор с гетерой», где он как раз передает свой диалог с одной из гетер, даже особо не упоминая ее имени. Он говорит о том, что задавал ей разные вопросы – о смысле жизни, представлении о мире, о космосе, любви, семье, – и она отвечала на эти вопросы очень вдумчиво и разумно. Платон даже, видимо, брал у нее идеи за основу некоторых своих мыслей.
Гетеры – это были женщины, которые действительно получали образование. Известно о том, что существовали даже целые школы, обучающие гетер. В частности, они были открыты на островах Хиос и Лесбос, причем часто в них обучались девочки из довольно знатных семей, которых родители отправляли в эти школы для постижения наук, танцев, искусства. Со временем гетеры начинали получать доходы от своей деятельности, богатели, среди богатых гетер можно назвать Фрину, которая была музой художника Праксителя, и Аспасию, которая была супругой знаменитого военачальника Перикла.
Полис очень четко делил женщин на несколько категорий. Это были обычные гражданки, домохозяйки, которые выходили замуж, имели детей и в основном жили на своей половине дома (гинекей), где особо не встречались с посторонними людьми, знали только своего мужа, свою семью. Мораль, особенно в Афинах, была очень строгой по отношению к ним. С другой стороны, были уличные проститутки, которые продавали себя за деньги, к ним в полисах относились весьма пренебрежительно, по свидетельству того же Платона и Аристотеля. Еще одна категория – это были гетеры. В переводе с древнегреческого гетерос – это друг или подруга, товарищ. Это человек, с которым можно общаться, вести диалог, и поэтому к ним относились уважительно, для полисной морали это было весьма и весьма престижно. Интимные отношения, естественно, присутствовали, просто они не были на первом месте. Причем и Платон, и Плутарх писали, что гетера сама могла выбрать мужчину, с которым она хотела бы иметь интимную близость. Это была свобода во всем. И в плане интимной жизни тоже.
Хотя когда гетеры переходили порог обычного общения и начинали влиять на политику, как в случае с Аспасией, которая считала, что она очень влияет на Перикла, отношение становилось несколько иным. Считалось, что женщина не должна превышать какие-то определенные нормы. Аспасия же советовала Периклу вводить культурные преобразования в Афинах, благодаря ей были открыты некоторые философские школы и потом очень тщательно вели реставрационные работы на акрополе, восстанавливали храмы – и Парфенон, и Эрехтейон. Судя по Плутарху, это происходило благодаря ее стараниям. В то же время многие ее обвиняли, что именно она заставила Перикла отправиться на остров Самос и подчинить эту территорию Афинам. Здесь Аспасия уже выступала как женщина-стратег. Известна также Фрина, муза Праксителя, которая собирала вокруг себя большой круг людей искусства, философов. Ее вклад тоже довольно сильный, потому что эта женщина вдохновляла людей искусства, в ее доме велись беседы, она принимала художников. Благодаря Плутарху известно, что Праксителю, художнику и скульптору, который жил достаточно бедно, она помогала финансово. Фрина предоставляла средства и другим талантливым людям, то есть была меценатом своего времени.
Лоуренс Альма-Тадема, «Сапфо и Алкей», 1881. Сапфо окончила школу гетер, но гетерой не стала.
Стоит упомянуть еще одну гетеру – Таис Афинскую, которой посвятил одноименный роман Иван Ефремов. Таис известна как подруга Александра Македонского. Есть свидетельства, что именно гетера подбила Македонского после взятия Персеполя сжечь дворец Ксеркса в качестве мести за сожжение Афин. Причем сделали это любовники, «будучи во хмелю». В последствии Таис Афинская стала женой египетского царя Птолемея I Сотера.
Елена Булычева: Платон спрашивает гетеру: когда ты состаришься, когда ты будешь уже не так красива и известна, что тогда, как ты будешь жить? И она отвечает ему, что, во-первых, гетеры достаточно обеспечены для того, чтобы ни в чем себе не отказывать. А кроме того, она отвечает: я не задумываюсь о будущем, живу сегодняшним днем, поскольку жизнь довольно коротка. Надо сказать, что продолжительность жизни в античном мире действительно была очень небольшой. Самым преклонным считался возраст около 60 лет.
Пока гетеры пользовались какой-то известностью, они вели свою деятельность. Более того, в «Разговоре с гетерой» она отвечает Платону, что будет обучать других девушек. И действительно они обучали подрастающее поколение, хотя сказать, что гетер в полисе было очень много, было бы неправильно. Их было немного. Это были весьма избранные женщины, причем в основном характерно это явление было для Афин, для Ионийского побережья Малой Азии. Например, в Спарте о гетерах не сохранилось никаких свидетельств, так как к женщинам там относились весьма строго.
Иногда на них женились, известен только случай Аспасии. В разговоре с Платоном гетера говорит, что среди ее подруг, есть такие гетеры, но имена их не разглашает. Наверное, это не было частым случаем. Даже Пракситель, когда он связал свою жизнь с Фриной и уехал с ней из Афин на острова, все равно не связывал себя узами брака. И она сама не связывала, потому что основополагающая идея философии гетер – это была свобода в любом ее проявлении, в том числе свобода от брака. Поэтому они не стремились выходить замуж.
Жан-Леон Жером, «Фрина перед ареопагом», 1861
Известно, что Фрина позировала Праксителю для знаменитой статуи «Афродита Книдская». Скульптор впервые изобразил богиню любви полностью обнаженной. Во времена античности эта работа Праксителя стала самой известной статуей Афродиты. Предположительно Фрина стала моделью и для последующей «Афродиты Косской». Однако отвергнутый поклонник Фрины Евфий обвинил ее в безбожии и кощунстве. Защищать гетеру перед судом взялся другой ее возлюбленный, оратор Гиперид, который, увидев, что его речь не производит должного эффекта, просто сдернул с Фрины одеяние. Суд оправдал гетеру, так как, согласно греческим представлениям, совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу.
Мария Санти: Гетер без конца изображали в живописи. Тем более часто, что вплоть до конца XIX века девушку порядочную писать в качестве натурщицы было не принято, а если он была обнаженная, то это было практически невозможно. Художник мог рисовать свою жену или возлюбленную. Как правило, натурщиц, особенно для обнаженной натуры, русские художники брали в домах терпимости, художники западноевропейские и итальянские – в специальных кварталах. Гетеры и проститутки – это совершенно разные способы жизни в мировой культуре. Гетера в лучшем варианте своего существования – в Древней Греции – это женщина, которая выбирает, с кем ей встречаться. Как правило, это были женщины, которые держали клубы, такие места для интеллектуального общения, где можно было расслабиться и выпить. Это была помесь клуба без галстука с борделем, где обычно было еще много девушек, которых легко можно было получить.
Девушки, которые дорого продавались, например, в Венеции, заказывали великим художникам изображения себя прекрасной, чтобы все видели товар лицом – какая она пышная, какая она белая, какие у нее золотые волосы, какая она нежная. Часто гетеры были возлюбленными художников и их вдохновляли, например, Фрина. Те девушки, которые были очень богаты, они могли и дворцы заказывать, и росписи, и работу архитектора. То есть они могли выступать как заказчики произведений искусства.
Однако не стоит думать, что, становясь гетерами, женщины получали гарантированные лавры и внимание великих мужчин. «Гетеры были не только богатые и успешные, – подчеркивает Мария Санти. – Были и бедные гетеры, которые буквально получали от своих «бойфрендов» рыбу, платья». Небольшое число оставшихся в истории имен гетер говорит о том, что на вершине оказывались лишь самые одаренные из них.
Подробнее в сюжете: История