20:49 13/05/2019

Сергей Шнуров: Мне бы хотелось, как Алла Борисовна, но гарантий не даю

Фото: Игорь Медведев © МТРК «Мир»

Бессменный лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров встретился с журналистами и рассказал о подготовке к финальному турне. Музыкант объяснил, почему решил дать дорогу молодежи, откровенно рассказал о своем отношении к мату, алкоголю и политике, а также прокомментировал слухи о своей очередной свадьбе.

Прощальные гастроли «Ленинграда», о которых Шнуров объявил еще 20 марта, стартуют 4 июня в Калининграде, а 14 июня группа выступит на стадионе «Открытие-Арена» в Москве. Также музыканты посетят Нижний Новгород (20 июня), Казань (25 июня), Самару (30 июня), Екатеринбург (6 июля), Волгоград (6 сентября), Ростов-на-Дону (13 сентября). Финал тура пройдет 12 октября на стадионе «Газпром-Арена» в Санкт-Петербурге.

Оформлением предстоящего турне занимается компания «Сила света», которая делала шоу таким артистам, как рэпер Drake, рассказал Шнуров на пресс-конференции в ТАСС. Музыкант пообещал показать зрителям «пиротехнические чудеса» и исполнить новые песни, написанные «Ленинградом» за последние два года, включая еще не изданные.

Конечно, всех больше всего волновал один вопрос: этот тур – действительно прощальный? И почему группа, недавно вновь оказавшаяся на пике популярности, именно сейчас уходит со сцены? Шнуров объяснил, что хочет дать дорогу молодым звездам, и признал, что сейчас его группе «некуда стремиться».

«Группировка «Ленинград» за время своего существования собрала уже все, что возможно, получила все возможные премии. И вот этим «объездом» стадионов мы ставим большую жирную точку. Дальше стремиться уже некуда», –констатировал музыкант.

При этом Шнуров отказался давать советы начинающим музыкантам и признался, что они гораздо лучше него понимают, как сегодня нужно делать музыку.

«Какие я могу дать советы молодым музыкантам? Они пользуются новыми программами, у них новые компьютеры. Они другими средствами производят музыку, они на шаг впереди! Посмотрите на меня: довольно странный и видно, что пьющий человек с гитарой – ну что это такое? 21-й век!» – воскликнул Шнуров. При этом, когда ему указали на то, что он по-прежнему собирает стадионы, музыкант шутливо ответил: «Это реликтовое излучение».

Вместе с тем артист признался, что не планирует забрасывать музыку и готов время от времени выступать на корпоративах. При этом Шнуров подчеркнул, что готов в любой момент оставить музыку и не видит в этом ничего страшного.

«Вы зря говорите, что Сергей Шнуров не может существовать вне музыки. Конечно, может! Я себя прекрасно помню в детском саду – я не играл ни на чем, не пел никаких песен, кроме «Елочки». Там заставляли! Поди не выступи – сразу каши лишат. Любой человек может не петь, вот петь человека заставить сложнее», – сказал музыкант.

В прощальном туре Шнуров пообещал исполнить как новые песни, так и проверенные, уже полюбившиеся народу хиты. При этом он подчеркнул, что всегда старается «миксовать» треки так, чтобы не «поставить зрителя в ступор».

«Когда зритель приходит и слышит только новые песни – это самое ужасное, что может быть. Но мы никогда не делаем упор на «ретро», не исполняем сугубо старые песни. Понятное дело, мы нарываемся на критику. Всем, конечно же, не угодишь. Одна мне напишет: «Давайте исполняйте песню «Дачники», а другому кровь из носу подавай «Ты просто космос, Стас». А концерт у нас длится 2,5 часа – мы же не можем все песни туда впихнуть! Кому-то придется потерпеть и послушать «Стаса», – предупредил Шнуров.

При этом он признался, что, хотя этот тур планируется сделать прощальным, никакого трепета и пафоса у группы по этому поводу нет.

«Тех, у кого было трепетное отношение, я уволил. С трепетным отношением подобные проекты не реализуются. Кто начинает трепетать, тот едет домой. Нужно абсолютно рационально, технически подойти к этому вопросу, что мы и делаем. Подобные вещи не терпят экзальтированных эмоций», – отрезал музыкант.

Также Шнуров показал новый логотип «Ленинграда», который разработал известный российский дизайнер Артемий Лебедев. Новый символ группы сочетает в себе буквы «Л» и «Д». Шнуров пояснил, что большинство дизайнеров считают эти буквы самыми неудобными для логотипов, но Лебедев объяснил ему, что их «нужно полюбить».

Как и ожидалось, Шнурову припомнили, что он уже как-то распускал «Ленинград» в 2008 году, однако через два года группа возобновила свою деятельность. На вопрос о том, не будет ли прощание Шнурова со сценой похоже на уход Аллы Пугачевой, которая много раз грозилась покинуть эстраду и  вновь возвращалась, музыкант отшутился.

«Мне бы, конечно, хотелось, как Алла Борисовна. Но гарантий не даю. Когда мне припоминают эти бесконечные прощальные туры, я с такой завистью смотрю на биографии [этих артистов] и думаю: «Как классно у них получилось!». Надеюсь, что и у меня так получится, но есть шансы, что нет», – сказал Шнуров.

При этом он подчеркнул, что массовая культура и шоу-бизнес как ее часть – это «дело молодых». 

«Мне все-таки 46, я уже не очень чувствую это все. Могу, конечно, это симулировать, но в ближайшее время – нет», – сказал Шнуров.

Одна из журналисток привела в пример Бориса Гребенщикова, который утверждает, что в свои 65 лет ощущает себя на 23. На это Сергей возразил, что не хотел бы снова почувствовать себя 23-летним юнцом, а старость его совсем не пугает.

«Я бы не хотел такое чувство испытывать. Я себя чувствую на 46, мне не надо 23. Зачем? Я в 23 был таким ******** (бестолковым – прим. ред.)! Старость я очень жду. Там, во-первых, пенсию сейчас повысили, потом – льготы. Вообще, житуха!» – рассмеялся Шнуров.

Музыкант признался, что сейчас не думает о других видах заработка, кроме музыки, и свое дело, как многие артисты, открывать не спешит.

«Чем буду зарабатывать? Всем, чем угодно. Я рассмотрю любые предложения. Но такой срочности и насущности в том, чтобы что-то зарабатывать, как у обычного русского пенсионера, у меня, слава Богу, нет», – сказал Шнуров. Музыкант признался, что уже давно мечтает «ничем не заниматься» и просто отдохнуть, но все время срывается «на какую-то ерунду».

Один из корреспондентов припомнил Шнурову его членство в Общественном совете при комитете Госдумы Федерального собрания РФ по культуре и предложил ему поставить перед собой новые задачи – например, заняться проблемами экологии. На это Шнуров загадочно ответил: «У меня дуалистичное мышление. Я, в принципе, за деревья, но против экологии».

Продолжая уже в серьезном тоне, Шнуров заявил, что не намерен строить политическую карьеру, назвав ее «игрой на понижение».

«Мне кажется, что вхождение в депутатство – это игра на понижение. Те бывшие спортсмены и бывшие артисты, которых я наблюдаю в Государственной думе – по ним прямо видно, что они бывшие, это люди абсолютно не актуальные. Это некий «дом ветеранов творчества». Я бы не хотел там оказаться; как мне кажется, пока мне рано», – считает Сергей.

В последнее время многие обсуждают личную жизнь музыканта, который в прошлом году развелся со своей третьей супругой Матильдой и женился в четвертый раз. Новой избранницей Шнурова стала 28-летняя красавица Ольга Абрамова. Поговаривают, что молодая супруга сильно повлияла на образ жизни Сергея, который слывет известным бунтарем и любителем выпить. Изменился и стиль музыканта: в последнее время его все чаще видят одетым «с иголочки», он стал выглядеть гораздо более солидно.

Кроме того, Шнуров старается регулярно бегать. По его словам, этот вид спорта – самый удобный при его жестком графике.

«Проснулся, надел кроссовки и побежал – что еще для этого нужно? Это самый доступный вид физкультуры. Занимаюсь я этим ровно для того, чтобы не чувствовать себя на сцене запыхавшимся и уставшим – больше ни для чего», – сказал музыкант, отметив, что здоровый образ жизни его мало интересует.

«Я всю жизнь транслировал нездоровый образ жизни. И это прекрасно!» – заявил Шнуров. Он добавил, что в райдере группы до сих пор значится большое количество бутылок водки, но зачастую она остается в гримерке и являет собой, скорее, дань традициям.

Сергей Шнуров известен своими едкими эпиграммами, которые он обращает к деятелям шоу-бизнеса и массовой культуре в целом. Как в его постах в социальных сетях, так и песнях «Ленинграда» всегда присутствовала щедрая доля сарказма, и сложно найти того, кто на нашей сцене лучше глумился бы над пороками современного общества. При этом Шнуров сам всегда был заметной частью медийного пространства, играя роль шута, для которого, с одной стороны, не существует авторитетов, а с другой – многие не раз обвиняли его в продажности.

Музыкант признался, что не считает свое творчество сатирой, а лишь выставляет на показ парадоксы, которые постоянно встречаются ему на пути. Об этом он рассказал, отвечая на вопрос корреспондента «МИР 24».

«Понимаете, у меня не было задачи что-то высмеивать. Мне просто многое казалось парадоксальным. Многие парадоксы мне кажутся не смешными, но я просто их вижу. У других людей мои находки вызывают смех. И я по-прежнему вижу все эти парадоксы. Они сейчас, наверно, приобрели какой-то совсем тотальный характер», – сказал Шнуров.

При этом никаких противоречий из-за работы на телевидении, радио и в целом вращения в этой «системе» Шнуров, по его собственному признанию, никогда не испытывал.

«Представляете, это как Штирлицу сказать: «Вам не стыдно было немецкую форму носить?». Нет, *****, он в советской придет в ставку Гитлера!», – привел сравнение музыкант.

Также Шнуров отметил, что не осуждает музыкантов, которые поют под фонограмму, и, напротив, относится к этому «очень положительно». При этом сам он никогда «под фанеру» не выступал, подчеркнул певец.

«Мы никогда не играли под фанеру: у меня просто не получается. Я бы очень хотел, но у меня ни разу не получалось попадать «в себя» – я все время пою с какими-то другими интонациями, не синхронизируюсь», – объяснил Шнуров.

Он добавил, что фонограмма является вынужденной мерой, поскольку раньше не во всех городах была необходимая аппаратура для масштабных концертных выступлений.

«Артисты, может быть, и рады были бы играть без фонограммы, но технические средства не позволяли. Поэтому это во многом была вынужденная мера, не надо к ней относиться так, будто это обман зрителей», – резюмировал Сергей Шнуров, отвечая на вопросы сайта «МИР 24».

Конечно же, участники встречи не обошли стороной тему обсценной лексики. Всем известно, что песни «Ленинграда» изобилуют нецензурными выражениями, да и в обычной жизни Шнуров не прочь то и дело вставить крепкое словцо. Журналисты полюбопытствовали: правда ли артист после каждого публичного выступления выплачивает неустойки за использование ненормативной лексики? Ответ музыканта, как и ожидалось, вызвал в зале шквал смеха.

«У меня есть специальный человек, который считает, сколько я матерюсь. И каждый раз после этого я иду в ближайшую церковь и ставлю столько свечей, сколько раз я проматерился», – просто сказал Шнуров.

«Ох, будет сегодня красиво в храме...», – смущенно заключила ведущая пресс-конференции.