11:01 14/05/2019

Мир Джорджа: великому Лукасу – 75!

Фото: Then Chih Wey © Zuma\TASS

Вряд ли в поп-культуре за последние 40 лет можно найти нечто более иконическое, чем космоопера «Звездные войны». Довольно тяжело найти человека, который с трех нот не угадает имперский марш, не узнает магистра Йоду и не подскажет, кто же чьим отцом оказался. И это уже не говоря о людях, которые знают каждую секунду из фильмов франшизы, разговаривают фразами из сериала, или вот основывают квазирелигиозное учение «джедаизм». Если Юрий Гагарин остается главным популяризатором космоса в истории, то отец «ЗВ» Джордж Лукас уж точно дышит ему в спину.

Или вот – археология. Ну не на Шлимана же, право, равняться в XXI веке. Вместо усатого мужчины в котелке на пороге Трои в головах людей давно поселился образ обворожительного профессора-ловеласа с кнутом и шляпой. И здесь Лукас постарался оставить свой след.

14 мая легендарному режиссеру, продюсеру, сценаристу и создателю огромной медиаимперии исполнилось 75 лет – без четверти век. Пока юбиляр готовится принимать многочисленные поздравления от благодарных фанатов его произведений, «МИР 24» решил вспомнить о мирах, созданных Лукасом, и о том, почему они так цепляют зрителей.

«Звездные войны»

Мало кто станет спорить с тем, что «Звездные войны» Лукаса стали одним из величайших кинопроизведений. И дело вовсе не в качестве картин или вечных темах, которые там поднимаются. Просто космоопера как-то невероятно легко западает в душу. Подобная ситуация, кстати, происходит и с «Властелином колец» Толкина. Есть в этих двух сагах нечто общее.

Про успех «ЗВ» сказано и написано столько, что, кажется, в Голливуде уже досконально изучили, почему у Лукаса получилось. В первую очередь ссылаются на «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла. Там писатель рассказывает о повторяющемся из сказки в сказку и из легенды в легенду сценариях, которые удивительным образом остаются общими для жителей крайнего севера и диких африканских племен. Говорят, Лукас всего лишь списал столь родные и знакомые нам сценарии сказаний, наложил их на космический фон и выпустил на большие экраны. Что ж, тоже надо уметь.

Еще один источник вдохновения режиссера стоит поискать в России. Оказывается, что никаких «Звездных войн» не было бы и быть не могло, если бы не режиссер Павел Клушанцев. До сих пор неясно, как Лукас мог видеть его картины у себя в США, если даже в родном Союзе о нем знали разве что избранные кинолюбители и учащиеся профессиональных институтов. Клушанцев – режиссер научно-популярного кино. Все его работы так или иначе связаны с космосом. Снимать о далеких звездах в 50-е и 60-е годы и с соответствующей техникой – задание довольно непростое. Но автор справлялся с помощью природной смекалки. За время работы он придумал несколько сотен хитрых приемов съемки. Их Лукас и подсмотрел для своей космооперы.

Вот так: замысловатая картинка с отпечатком России, простой сюжет о типичном герое и его становлении – на выходе получился шедевр на все времена. Это уже дальше последовала серия успешных фильмов, расширенная вселенная и еще пара сотен различных произведений искусства по франшизе. А чтобы запустить всю эту череду событий потребовалось, как оказывается, не столь многое. Поговаривают, что первоначальную версию фильма жутко раскритиковал друг Лукаса Брайан Де Пальма, который уже в те годы успел сделать себе имя. Но автор будущего кинохита настоял на своем и выпустил фильм в прокат почти без изменений. А значит, он точно знал, что делает. 

«Индиана Джонс»

Если тактика приносит успех, то почему бы не попробовать воплотить ее в жизнь еще раз, пусть и с другими вводными? Возможно, именно так и подумал Лукас, когда после сверхуспешных первых двух серий «Звездных войн» решил пригласить Харрисона «Хана Соло» Форда поучаствовать в новом совместном проекте. Расклад все тот же: главный герой и его друзья борются со злом, преодолевая многочисленные трудности. Разве что вместо космоса теперь земля, вместо имперских штурмовиков – нацисты. А вместо светового меча фирменный кнут.

Конечно, можно долго рассуждать о том, что фильм бы не получил такой популярности, если бы не Харрисон Форд. Все-таки перед его обаянием устоять нельзя. В пользу этого говорит и тот факт, что в готовящуюся пятую часть франшизы вновь позвали 76-летнего актера. Ну а как же без него? Впрочем, между гениальной игрой Форда и зрителем всегда стоит еще и прекрасно прописанный Лукасом сценарий. Автор сумел создать очаровательного персонажа, который влюбляет в себя за счет мелочей. Именно такие детали как боязнь змей или любовь к первой собаке делают Индиану Джонса живым персонажем, который так привлекает зрителей.

Стоит отметить, что и тут Джордж Лукас умудрился схитрить. В этот раз он уже чуть больше отошел от формул, представленных в книге Кэмпбелла, зато решил сделать своеобразную смесь из всего самого интересного, что он успел вычитать в детстве из дешевой приключенческой литературы. И вновь это помогло зрителям найти в персонаже на экране нечто знакомое с детства. И вот, спустя 40 лет, именно эта киносерия считается каноническим приключенческим боевиком.

Другие киноработы

Когда берешься перечислять фильмы Лукаса, очень быстро приходишь к тому, что вспомнить что-то вне «Звездных войн» и «Индианы Джонса» невероятно трудно. Но все же обратить внимание на другие фильмы режиссера будет совсем не лишним. Среди них есть прямо-таки неограненные алмазы.

Началась карьера в большом кино у автора с фильма «THX 1138». Сейчас он кажется просто смешным и сюрреалистичным, но в 1971 году это была довольно серьезная работа в жанре антиутопии, которая рассказывала историю о подконтрольном компьютерам обществе, где люди не могут проявлять эмоции. В том числе любовь. Фильм снял сам Лукас по своему же оригинальному сценарию, и кино даже смогло отбиться в прокате.

Дебютный успех помог режиссеру обрести уверенность в себе, поэтому чуть позже он без тени сомнения взялся за довольно сложный проект: социальную кинокомедию «Американские граффити». Лукас рассказал забавную и грустную историю последнего лета детства у выпускников одной из американских школ. Уже осенью их ждут университеты в других городах, уже через год – убийство Джона Кеннеди, а еще через несколько лет принудительные призывы во Вьетнам. Но пока они молоды, они счастливы, поют песни и веселятся. Радостно-тревожный фильм с потрясающими видами Америки 60-х не оставил равнодушным зрителей. При бюджете около $800 тыс. в прокате лента собрала $115 млн.

В остальном у Лукаса, к сожалению, не то что бы очень хорошо получалось. Его натура выдумщика и новатора всегда помогала ему создавать необычные картины. «Лабиринт» с Дэвидом Боуи, «Говард-утка» по комиксам Marvel, даже мультфильм «Земля до начала времен» – все эти картины были в достаточной степени самобытными. Но зритель не оценил. Так и получилось, что Лукас – это, в первую очередь, «Звездные войны» и «Индиана Джонс». А остальное вряд ли останется в истории.

LucasArts 

Хотя есть еще один эпизод жизни Джорджа Лукаса, который нельзя сбрасывать со счетов. Все-таки в какой-то момент юбиляр осознал, что лучше всего в жизни у него получается выдумывать новых персонажей и новые миры. А в кино с этим, конечно, тесно. Поэтому он создал целую развлекательную империю, которое вместило в себя одно маленькое, но очень важное подразделение электронных развлечений.

Имя Лукаса действительно напрямую связано с видеоиграми. Причем далеко не с отвратными, как это обычно бывает с любителями делать рекламу для своих фильмов вместо медиапродукта. Нет, студия, разумеется, выпускала игры и по «Индиане Джонсу», и по «Звездным войнам». Скорее всего, эти франшизы занимают даже большую часть библиотеки LucasArts. Но подходили к ним по-особенному. Как это обычно и бывает у Джорджа Лукаса. Star Wars: Knights of the Old Republic, The Force Unleashed, серия Jedi Knight и другие видеоигры стали настоящей классикой, даже среди тех, кто «Звездные войны» и не любит.

Но настоящий вклад Лукаса в игроиндустрию – это знаменитые квесты. Именно LucasArts придумала систему point and click, когда все манипуляции с игровым пространством происходят с помощью мыши (ранее приходилось вручную вбивать команды на клавиатуре). Главный по созданию новых миров сумел придумать Full Throttle, Sam&Max, Monkey Island и невероятный Grim Fandango. Когда эти игры из 90-х в последний раз переиздавались для современных компьютеров и игровых систем, они разлетелись десятками тысяч экземпляров. Пожалуй, это лучшая характеристика.

Величие Лукаса вовсе не в том, что он снял две популярнейшие киносерии и основал огромную развлекательную империю. Этого при должной удаче мог добиться и хороший бизнесмен. Гораздо важнее, что Джордж никогда не боялся браться за что-то новое, придумывать образы и реализовывать их на практике. Иногда это выстреливало, иногда нет. Но, к счастью, у Лукаса всегда было достаточно уверенности в себе, чтобы продолжать делать то, что он делал всегда. Создавать любимые всеми развлечения. А значит и делать мир чуточку лучше.