Со времен президента Гарри Трумэна Штаты проповедуют наступательный вектор, а российская доктрина, равно как и советская, базируется на ответно-встречных действиях. Об этом Владимир Путин напомнил тем, кто отвечает за развитие оборонно-промышленного комплекса. Российский лидер на этой неделе провел серию совещаний. За ними следил корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
На подлете к Ахтубинску президентский борт номер один сопровождают шесть истребителей Су-57. Короткий заход на посадку – и Владимира Путина встречают летчики-испытатели, которые опробовали новую машину.
«Нужно, чтобы она была самая лучшая в мире. Нам нужна именно такая машина», – сказал президент России.
Это самое последнее, пятое, поколение истребителей. Первые разработки появились в конце 70-х, но на вооружении такие самолеты появились только в XXI веке. Они менее заметные и страхуют пилотов от ошибок.
Су-57 может разогнаться почти до трех тысяч километров в час – от Москвы до Петербурга он долетит за 13 минут. Экипаж – один человек. Максимальная высота полета – 20 километров. Его сложно обнаружить с помощью радио, инфракрасных и акустических волн. Оснащен сложнейшей электроникой, может отследить одновременно до 30 движущихся воздушных целей. Летает боком, задом наперед, крутится вокруг своей оси практически во все стороны. Умеет резко останавливаться и «зависать» в воздухе.
«Мне на этом самолете хочется летать. Так скажем, я слетал – мне еще хочется летать, поэтому это такой показатель, который, наверное, с опытом приходит», – признался начальник 929-го Государственного летно-испытательного центра Радик Бариев.
Зарубежных аналогов, как говорят военные, нет. Но по основным характеристикам новую «сушку» можно сопоставить с китайским J-20 и американским F-22. Впрочем, заокеанский конкурент куда более неуклюж.
«Ему для того, чтобы развернуться, надо полнеба прочертить. Они, конечно, делают ставку на то, что первый увидел – первый выстрелил. Но, когда они первые выстрелили, а мы обнаружим этот выстрел, мы можем уйти из-под выстрела, из-под ракеты их», – рассказал военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.
«Сушки» уже прошли «боевое крещение» в Сирии и экзамен выдержали. Воздушная операция оказалась успешной, в том числе благодаря этим самолетам. Один Су-57 стоит 2 млрд рублей – сумма для бюджета ощутимая, поэтому российское правительство договорилось с производителями снизить стоимость самолета на 20% и за счет этого увеличить госзаказ. В ближайшие девять лет армия примет на вооружение 76 истребителей.
«Необходимо к 2028 году полностью перевооружить три авиационных полка Воздушно-космических сил перспективными авиационными комплексами пятого поколения Су-57», – говорит Владимир Путин.
На этой неделе президент встречался с военными практически каждый день. Такие серийные совещания с руководителями Минобороны Путин проводит дважды в год - обстановка в мире обязывает. Любая крупная держава сегодня стремится обладать оружием будущего, например, гиперзвуковым. У России такое есть: ракетный комплекс «Кинжал» на опытно-боевом дежурстве уже полтора года.
«Кинжал» предназначен для самолетов МиГ-31, Ту-22М3М, а в перспективе еще и для Су-57. Сама ракета развивает скорость 10 махов – почти 12 тысяч километров в час и преодолевает не меньше тысячи километров. То есть цель, которая находится на таком расстоянии, «Кинжал» поразит за пять минут. При этом наведение может корректироваться с помощью системы ГЛОНАСС.
«Мы с вами прекрасно знаем, что пока такого оружия в мире нет ни у кого, кроме нас, кроме России. Но мы также прекрасно понимаем, что в ведущих странах мира рано или поздно такое оружие появится. И для нас с вами будет лучше, если для них это будет поздно», – заявил Владимир Путин.
Над созданием гиперзвуковых ракет сейчас вовсю работают США и Китай. Запас времени президент поручил использовать для создания защиты от гиперзвука.
«Это должен быть, во-первых, локатор, который способен обнаружить полет этой гиперзвуковой ракеты и произвести вычисления, представить, где в этих условиях при гиперзвуковом движении будет ракета в тот момент, когда ее должна встретить наша ракета», – пояснил Виктор Литовкин.
Военные расходы растут практически во всем мире. Например, блок НАТО, начиная с 2015 года, увеличил годовой оборонный бюджет на 100 млрд долларов. Для сравнения: Россия за то же время, наоборот, снизила военные расходы. В долларовом эквиваленте – почти на 30 млрд.
«Мы пошли не по пути увеличения затрат. Мы пошли по пути эффективности затрат, связанных с изменениями в нашей оборонной доктрине. Мы перестали делать ставку на силовое доминирование. Мы делаем ставку на оборонную достаточность», – заметил военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.
Оборонную достаточность страны в ближайшие десятилетия, помимо имеющегося ядерного оружия, будет определять и принципиально новое – лазерное. Первые образцы уже на вооружении Российской армии.
В Ахтубинске, где президенту демонстрировали «Сушки» и МиГи, Путин провел совещания по вопросам развития Астраханской области.
Регион для страны крайне важный. Рядом Каспий, пять государств и «море возможностей», которые используют не в полной мере, уверен Владимир Путин. Реальные доходы населения ниже, чем в среднем по стране, а уровень безработицы, наоборот, выше. Из-за этого в области фиксируют отток населения. Как принято на совещаниях подобного рода, губернатор Сергей Морозов завел речь о дополнительном финансировании, но вице-премьер Антон Силуанов отреагировал негативно. Владимир Путин его поддержал.
«Не нужно по каждому поводу просить дополнительных ресурсов. У нас в рамках нацпроектов запланированы приличные деньги, сотни миллиардов и триллионов рублей. И я вас прошу внимательно посмотреть на то, что и как, где запланировано», – высказался президент.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе