18 марта 1965 года было открыто целое направление деятельности человечества – работа космонавтов в открытом космосе. К сегодняшнему дню уже десятки космонавтов побывали в вакууме за пределами корабля, и это уже не является чем-то экстраординарным. Но тогда, в 1965 году, была открыта новая эра в истории человечества. О том, как это происходило, мы рассказываем в день рождения человека, отважившегося на это шаг – Алексея Леонова. Сегодня, 30 мая, ему исполняется 85 лет!
В 1957 году Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. С этого момента началась знаменитая космическая гонка – соревнование между США и СССР в области освоения космоса. До 1965 года СССР постоянно был на шаг впереди Америки: именно мы запустили первый искусственный спутник, первое млекопитающее – собаку Лайку, первого человека – Юрия Гагарина, первую женщину-космонавта – Валентину Терешкову. Все эти успехи Советского Союза больно били по самолюбию американцев, которые направили лучшие умы и огромные финансы на то, чтобы опередить русских в космосе.
Полет американского астронавта Эдварда Уайта на «Джемини-4», который должен был стать первым в истории человеком, который выйдет из корабля в открытый космос, был назначен на июнь 1965 года. Руководство СССР не могло ударить в грязь лицом и поручило главному конструктору Сергею Павловичу Королеву любыми способами добиться того, чтобы первым в космос вышел советский человек. Задача была нелегкая: в условиях огромной спешки создать корабль для этой миссии, подготовить команду для полета и осуществить саму экспедицию.
Экипажем проектируемого корабля «Восход-2» стали летчики-испытатели Павел Беляев и Алексей Леонов. Командиром был назначен Беляев – спокойный и немного флегматичный человек. Он был на десяток лет старше 30-летнего «живчика» Леонова, которому предстояло выйти в открытый космос. Они тогда еще не знали, через что им придется пройти, но история показала, что обоих членов экипажа во многом спасли их человеческие качества. Фото: Романов Александр/ТАСС
Благодаря титаническим усилиям советских ученых и инженеров «Восход-2» был готов к концу зимы 1965 года. Леонов и Беляев проводили последние тренировки. Старт был назначен на раннее утро 18 марта 1965 года – примерно за три месяца до американцев.
Несмотря на сложные погодные условия, в день старта «Восход-2» успешно взлетел и занял орбиту высотой 500 км. Впоследствии Леонов вспоминал, что они должны были оказаться на 200 километров ниже, ведь 500 километров – это уже опасная высота, близкая к зоне радиации. «Это на самом деле было не смешно, ведь мы шли на пять километров ниже радиационного слоя, а там излучение порядка 500 рентген. Можно было «отхватить», – рассказывал через много лет после полета Леонов в интервью. – Но нам повезло: солнечная активность в это время была минимальная». Космос как будто дружелюбно встречал двух отважных людей с Земли, и везение сопровождало «Восход-2» не только в этом моменте, но и в последующих.
В 11 часов 33 минуты Алексей Леонов был готов приступать к основной задаче – выходу в открытый космос.
«Я сделал шаг, и у меня что-то подкатилось… Я обмер. Звезды были вокруг меня – кругом. Они были яркие, немигающие. И была тишина», – вспоминал Леонов. Он потом еще добавлял, что его поразило, с какой скоростью перед ним проплывали страны: Румыния, Болгария, Греция, Италия. То, что земной шар – круглый, он, как и миллионы школьников, знал и до этого. Но тут его потрясло то, что он это все видел своими глазами и мог теперь с уверенностью подтвердить.
Для всех, кто наблюдал за полетом Леонова с Земли, это был уникальный момент. Космонавт потом расскажет, что в образовавшейся тишине от отчетливо слышал, как бьется его сердце. Его дыхание ему казалось очень громким – «оно даже думать мешало». К тому же, его звук передавался по прямой связи на Землю.
Алексей Леонов приступил к выполнению задания: сделал несколько фотоснимков, проверил, как функционирует вестибулярный аппарат человека в таких условиях. Было понятно, что главная научная задача этого полета – чисто психологическая: убедить человека, что скафандр в космическом вакууме его спасет.
На восьмой минуте нахождения в открытом космосе космонавт почувствовал неладное – из-за разницы давления скафандр начал раздуваться. «У меня пальцы вышли из перчаток, ноги из сапог, – комментировал Леонов. – Я начинаю за поручни брать, а у меня перчатки заламываются. Я сбросил давление – уменьшил его в два раза. Это было опасно. Такое резкое падение могло вызвать у меня усиленное выделение азота, закипание крови. Но выбора-то у меня не было». Леонов прекрасно понимал, что, если он сообщит на Землю, что у него проблемы, то там ему вряд ли помогут. Он понимал, что сейчас его жизнь только в его руках. Это было настоящее одиночество в космосе.
Неимоверными усилиями Леонов сумел ухватиться за фал и доползти до шлюза. Нужно учитывать, что еще на Земле, когда космонавты готовились к полету, они предполагали, что подобная ситуация потенциально возможна, и Леонов специально месяцами тренировал силу пальцев и запястий. Чтобы согнуть руки в скафандре, требовалось усилие примерно в 25 килограммов, поэтому Леонов тренировал жимы с тройным запасом – в 90 килограммов.
Фото: ТАСС
Несмотря на то, что ему удалось ухватиться за «космическую пуповину», соединяющую его с кораблем, впереди его ждала еще одна проблема, на решение которой у него оставались считанные минуты. По правилам, космонавт должен был лезть в шлюз только вперед ногами. Ведь если он залезал вперед головой, ему приходилось разворачиваться, чтобы закрыть за собой люк. Учитывая, что диаметр шлюза составлял всего один метр, а рост Леонова в скафандре был больше двух метров, развернуться ему было почти невозможно. Но как он ни старался, Ленов не мог лезть по правилам – у него не хватало сил согнуть ноги в раздувшемся скафандре.
Леонов оказался перед выбором – лезть головой вперед или погибнуть на орбите. Для него выбор всегда был очевиден: всеми способами пытаться выжить. И у него получилось! Каким-то чудом и с помощью невиданных усилий, он все же развернулся и закрыл люк. За 12 минут, что он пробыл в открытом космосе, Леонов потерял шесть килограммов веса. Его скафандр был заполнен потом и водой. Но главное – он был жив. Корабль был герметичен, поставленная задача была выполнена.
Но космонавтам предстояло решить еще одну серьезную проблему. Дело в том, что вскоре после закрытия люка в кабине стало нарастать давление кислорода. Любая искра могла привести к взрыву, похожему на те, которые стали причиной гибели космонавта Бондаренко на земных испытаниях и всего экипажа «Аполлона-1» в космосе. Но аварии удалось избежать: сработал аварийный клапан, и давление пришло в норму.
Но и это было еще не все. При посадке их ждала очередная проблема: неожиданно отказала автоматика корабля, и космонавтом пришлось садиться вручную. Они приземлились в нерасчетном месте – в глухой Пермской тайге, где им еще сутки без еды в 30-градусный мороз пришлось ждать спасения. Но все закончилось хорошо. Космонавты сумели живыми пройти через все испытания и навсегда вписали свои имена в историю освоения космоса. Правда, сколько пришлось вытерпеть этим двум мужчинам за все время с момента их запуска в космос, остается только догадываться. «Если бы мне предложили еще раз подписать документы на такую работу, я бы никогда в жизни их не подписал», – признается Леонов спустя 50 лет после полета.
Алексей Леонов прожил поистине удивительную жизнь. В 1968 году он снова был готов стать первым среди людей – на этот раз планировалось совершить посадку на Луну. Американцы дышали в затылок. У них уже все было готово к такому полету, и они хотели поскорее взять реванш у Союза – отметиться первыми на Луне. И, наверное, к счастью, советское руководство все-таки отменило запуск «Зонда-7». Это был явно «сырой» аппарат, и лететь на нем было опасно. Возможно, от этого полета Леонова в очередной раз уберегла его невиданная удачливость.
Зато Леонов отметился в еще одном громком проекте, на сей раз – международном. Он был командиром советского корабля, который участвовал в программе «Союз – Аполлон». 15 июля 1975 года американский корабль «Аполлон» и советский корабль «Союз» встретились в космосе, произвели стыковку и на протяжении 45 часов решали совместные технические и научные задачи. Эта программа продемонстрировала, что перед космосом все равны. И что люди самых разных идеологических убеждений могут вместе успешно решать задачи на благо человечества.
В жизни Леонова еще не раз случались смертельно опасные моменты – и снова его спасало его удивительное везение. 22 января 1969 года Леонов попал под обстрел, находясь в одной из машин кортежа Брежнева.
Совершавший покушение думал, что Брежнев, которого он хотел убить, находится в этой машине, и открыл по ней огонь из двух пистолетов. В результате нападения был убит водитель, несколько человек ранено. Но Леонова уберег счастливый случай: пули разорвали обивку сиденья в нескольких сантиметрах от него, а сам он не пострадал.
В 1982 году в возрасте 47 лет Леонов покинул отряд космонавтов. За свою блистательную карьеру Алексей Архипович дважды стал героем Советского Союза и получил множество орденов и наград. 30 мая 2019 года ему исполняется 85 лет. Когда вышел фильм «Время первых», Алексей Архипович часто появлялся на телевидении. Было отчетливо видно, что бывший космонавт сохранил яркое и живое воображение, остроту ума и великолепное чувство юмора.
Например, в студии одной известной телепередачи он рассказал такую историю: «Когда я был командиром, я что устраивал: находил красивую девушку, давал ей ведра с водой и коромысло. Стоит автобус. Экипаж космонавтов выходит и идет к нему, а она идет навстречу с этими ведрами! Они смеются и говорят: «Нам повезет. Повезет!».
На сакраментальный вопрос: «Оказавшись перед Богом, что вы ему скажете?», Леонов ответил: «Накажите меня за мои грехи и дайте здоровье и жизнь моим внукам и правнукам».
В своих выступлениях Леонов осторожно говорит о том, что современная российская, да и в целом мировая космонавтика уже далеко не в том почете, как это было в его время. Мальчишки 21-го века уже не хотят быть летчиками или космонавтами, как их сверстники из прошлого. Но он все равно продолжает верить в то, что рано или поздно люди будут вместе исследовать безграничные просторы вселенной. Нам остается только пожелать долгих лет жизни и крепкого здоровья Алексею Архиповичу и верить в то, что будут новые подвиги, появятся новые герои, которые займут достойное место рядом с легендами прошлого.
Фото: Дружинин Алексей/ТАСС
Подробнее в сюжете: День космонавтики