Российские мусульмане ждут с нетерпением окончания поста Рамадан. Например, в Исламской академии в татарском Болгаре. Это учебное заведение открылось два года назад и уже завоевало серьезную репутацию в мусульманском мире. С будущими выпускниками учебного заведения пообщался корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.
Город Болгар, что неподалеку от столицы Татарстана, когда-то и сам был столицей государства Волжская Булгария, образованного в X веке тюркоязычными племенами. Славился своими мастерами: ювелирами, кузнецами, каменщиками и купцами, торговавшими с Европой, Китаем и Ближним Востоком. А в 922 году местные жители приняли ислам добровольно.
«В центральной части Болгарского городища на рынке произошло великое событие, где был озвучен приказ о принятии ислама и была произведена первая коллективная молитва», – отметила сотрудник Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Галина Зарифулина.
Болгар стал самой северной точкой распространения ислама в средние века. Мечетей в древнем Болгаре было несколько. Это самый древний из сохранившихся минаретов, датируется XIV веком. С этого самого места 700 лет назад муэдзин читал азан – призыв к молитве. Судя по размерам окошка и самого балкончика, местные жители в то время высоким ростом не отличались.
Прямыми потомками тех самых булгар считают себя современные татары, чуваши и башкиры. Часть же племен ушла на Балканы, где смешалась со славянами и фракийцами. Оставили о себе на память название страны – Болгария и тюркский синтаксис в болгарском языке.
Что касается Булгарии Волжской, то в XIII веке ее покорили монголы Золотой Орды. Столицу сначала развивали, а век спустя разорили и сожгли. Позже эти земли вошли в состав Казанского ханства – про историческую роль и былое величие Болгара забыли. И вот через несколько столетий первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев решил возродить древний город: создал свой фонд, подключил меценатов. Проект казался фантастическим, но вот фантастика стала реальностью.
Имам Али Тазиев показывает свои владения. Молельная площадь, с одной стороны, резиденция муфтия, с другой – медресе. А посередине величественный храм.
«Материал у нас белый мрамор, завозили его из Италии. Более 120 тысяч тонн полностью на весь комплекс Белой мечети ушло», – рассказал имам Белой мечети Али Тазиев.
А вот и главная реликвия – волос пророка Мухаммеда. Подарен Российской империи турками более века назад. Здесь не только службы. С утра и до захода солнца в специальной кабинке читают вслух Коран и транслируют в интернет в режиме онлайн.
Читает студент, поправляет преподаватель. Белая мечеть – это часть Болгарской исламской академии. Религиозный вуз в знаковом для мусульман месте открылся два года назад. И это тоже дань традиции: например, в царские времена мулл для Центральной Азии готовили в Оренбургской и Казанской губерниях, и большинство из них были татарами. Занятия ведут всемирно известные богословы. Профессор Исмаил Буль-Буль был муфтием Палестины, преподавал в Египте.
«У этой академии одна цель: распространять истинный ислам, обучать людей тому, что ислам – это религия мира и благополучия. И в ней нет места террористам, приверженцам крайних идей и деструктивного воздействия», – пояснил профессор Болгарской исламской академии Исмаил Буль-Буль.
«Молельный зал с универсальным для России михрабом. Здесь на четырех языках указывается время намаза. Жилой блок состоит из шести корпусов. Преподаватели и студенты живут отдельно. В комнате для преподавателя санузел, кухня, место для работы, телевизор, интернет. Все по последнему слову техники», – отметил ректор Болгарской исламской академии Данияр Абдрахманов.
Питание – трехразовое, бесплатное. Пища только халяльная, и никаких полуфабрикатов. Все готовят на месте.
«Национальное татарское блюдо – губадия, там идет корт, рис и изюм. Сверху еще посыпается яйцом», – рассказала шеф-повар Нелля Ашурова.
Сердце академии – многофункциональный зал. Здесь можно читать лекции, проводить конференции, ученые советы – благо внутри отличная акустика и большой мультимедийный экран. Парты двигаются, если все убрать, в помещении поместится девять сотен человек. Ну а садиться можно прямо на пол – здесь мягкое ковровое покрытие.
В академии изучают арабский язык, чтобы правильно толковать Коран и изречения пророка хадисы. Здесь готовят мулл, богословов и специалистов по исламскому праву. Выпускники смогут работать в мечетях, религиозных центрах и образовательных учреждениях.
«Болгарская академия будет открывать и исламскую теологию. Это светская специальность. Планировали, что новое руководство будет к этому стремиться. Преподаватель должен быть доктором исламских наук, кандидатом теологии, может филологии, может истории», – заявил первый ректор Болгарской академии Рафик Мухаметшин.
Среди дополнительных дисциплин – арабская каллиграфия.
«Выдержать все классические стандарты, но составить по-своему, как игра в шахматы», – рассказал докторант Болгарской академии, преподаватель арабской каллиграфии Амир Белялов.
Сульс – один из 14 классических стилей каллиграфии и едва ли не самый сложный. На обучение уйдет лет восемь, а то и больше.
«Для хороших работ я использую настоящее золото. Покупается оно в виде сусальных листов, потом растирается в порошок. Нужно от шести часов, чтобы растереть примерно 10 листочков», - объяснил Амир Белялов.
Амир Белялов и преподает, и учится. Он станет одним из первых, кто получит докторскую богословскую степень дома, в России. До сих пор в религиозные вузы в стране готовили лишь бакалавров. Такие же проблемы были и в других бывших союзных республиках – знания приходилось получать в арабских странах. И хотя религия одна, богословские школы – мазхабы – разные.
«Саудовская Аравия – у них в идеологическом плане более другое направление, это салафитское направление. Наш регион – Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Российская Федерация – у нас в целом школа ханафитского мазхаба. Что такое ханафитский мазхаб – это относительно очень толерантная религия», – пояснил директор Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики Зайырбек Эргешев.
Вопрос обсуждали и на самом высоком уровне. О чем российский президент Владимир Путин в начале года рассказал Минтимеру Шаймиеву.
«Есть просьба. Я недавно встречался с президентом Кыргызстана. Он попросил, чтобы священнослужители из Кыргызстана тоже могли приезжать в академию», – попросил тогда Владимир Путин.
Сказано – сделано. 25 студентов приедут в Татарстан из Кыргызстана этой осенью.
«Мы хотим отбирать самых хороших, знающих и русский язык, и арабский, чтобы у них фундамент был», – сказал глава Духовного управления мусульман Кыргызстана Максат Токтомушев.
Первопроходцы из соседних стран уже учатся. Из того же Кыргызстана в магистратуру поступил преподаватель арабского Джумабек Кадыров.
«Ты даже за собой свою комнату не убираешь, приходит уборщица наша, убирает. Мы только кушаем, только там спим и читаем. Только читаем, свободного времени очень много», – поделился учащийся первого курса магистратуры Болгарской исламской академии Джумабек Кадыров.
Но в том и прелесть академии, что обучаться здесь можно не только по книгам. Достаточно выйти за ворота – и вот они, мусульманские святыни, и даже исторические загадки. Одна из них – так называемые «Черные палаты».
«Возможно, это была ханака – место для остановки странствующих мусульманских дервишей, своего рода гостиница. Другие говорят, что, может быть, диван ханэ – здание, где заседал Верховный совет. Похожее сооружение сохранилось в Баку. Но большинство считает, что это было здание верховного шариатского суда», – сказал заместитель директора по науке Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Андрей Фасхутдинов.
От «Черных палат» открывается прекрасный вид на Белую мечеть. Такая вот связь времен. Теперь Болгар и музеем уже не назовешь. Легенда оживает, а ее история продолжается.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе