17:33 03/06/2019

Герой Собибора Семен Розенфельд: узник концлагеря, взявший Берлин

МТРК «Мир»

Не стало Семена Розенфельда, последнего участника восстания в лагере смерти Собибор – единственного успешного в истории Второй мировой войны. Корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач встречалась с героем-фронтовиком три года назад и записала интервью с ним.

«О восстании я лично узнал в последний момент. Никто вообще не знал. Это тайно было, потому что до нас были попытки и провалились», – рассказывал он.

Три года назад Семен Розенфельд долго вспоминал о главном в жизни событии – восстании в лагере смерти Собибор 14 октября 1943 года. И рассказывал так, как будто не 75 лет назад это случилось, а на днях – он поджидал в столярной мастерской нацистов, прорывался через колючку и бежал по минным полям из страшного ада на свободу.

В Собибор пленного красноармейца Розенфельда привезли из минского гетто. Его ждала такая же судьба, как и еще 250 тысяч узников, отравленных газом и сожженных в печах. Но его решили на время оставить. Надо же было кому-то из узников обслуживать лагерь, разбирать вещи убитых, строить бараки. В столярной мастерской руководитель восстания советский офицер Александр Печерский и задал Розенфельду решающий вопрос.

«Ты топором убить человека сможешь? Я говорю: если нужно для дела – смогу! Он улыбнулся красиво, он очень красивый человек был, Печерский!», – вспоминал ветеран.

В боевую группу Печерского вошли девять человек. Одни заманивали нацистов на склад с вещами, другие уже поджидали их там с топорами.

«Вызвали в мастерскую. Я сзади подошел и топором его ударил. За мной сразу парнишка Лернер тоже ударил. И все, он упал», – говорил участник восстания Аркадий Вайспапир.

«И так со втором немцем, и с третьим немцем, и с четвертым немцем. Я должен был убить Френцеля, который руководил лагерем. Я подготовился, а он не зашел. Единственный немец, который не пришел», – вспоминал Розенфельд.

План Печерского удался лишь частично. Завладеть оружейным складом узники не смогли. Охрана открыла огонь, и людям ничего не оставалось, как бежать в лес через минные поля. Из 550 узников на свободу вырвались 350. Остальных покосили пулеметы с вышек. Почти сотня подорвались на минах. Еще 170 позже поймали и казнили немцы. Лишь 53 бывших узника Собибора, включая руководителя Печерского, дожили до конца войны.

«Это какой нужно иметь стержень внутри, какую нужно иметь волю, чтобы в таких нечеловеческих условиях это все осуществить, и вообще желать этого!», – говорит Наталья Ладыченко, внучка Александра Печерского.

Семен Розенфельд после побега еще воевал. Участвовал во взятии Берлина и даже начертал на Рейхстаге свой боевой путь – «Барановичи – Собибор – Берлин». Надпись не сохранилась, но осталась память о великой истории сопротивления, которую все без исключения герои Собибора несли через всю жизнь.

Прощание с Семеном Розенфельдом пройдет в израильском поселке Бней Аиш, где ветеран-фронтовик жил в последнее время.