6 июня православные верующие отметят Вознесение Христово. Это один из великих православных праздников. А для верующих – настоящий праздник Неба как вечного дома, всегда открытого для человека, если он совершает над собой работу ради своего спасения.
Событие, которому этот праздник посвящен, произошло на 40-й день после Воскресения Иисуса Христа. Событие поистине чудесное. Оно запечатлено в Евангелии, а еще подробнее описано в «Деяниях святых апостолов» от Луки. В этих двух источниках говорится о том, что воскресший Иисус явился своим ученикам в Иерусалиме, вывел их из города и предсказал им, что вскоре их осенит Святой Дух, и велел им идти и проповедовать его учение по всей земле. После этого он благословил своих учеников и зримо, прямо во плоти вознесся на небо.
Остается непонятным, почему же расставание Христа с его учениками – это праздник? Вот что рассказал корреспонденту «МИР 24» специалист по христианской традиции, научный сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев: «Смысл Вознесения пытаются толковать то очень фантастически – как взлет в облака, то связывать с загробной жизнью, отмечая по аналогии с ним сороковой день после кончины человека. Но наиболее прямой смысл Вознесения – это воцарение Христа на Небесах и его прославление Богом Отцом. Иисус взошел на Небо не только в своем божественном достоинстве, но и как человек во плоти. С этого момента Христу «дана всякая власть на небе и на земле».
Фото: Сенцов Александр/ТАСС
В чем же эта власть? Мы привыкли к тому, что всякая власть подчиняет при помощи силы. По словам Владимира Якунцева, власть Христа другая, и испытать ее действие можно только добровольно. Христос никого своей властью не старается склонить перед собой и поработить, но напротив – распрямить и освободить. Кто внимает его слову, тот освобождается от страха, греха, немощей и может начать новую жизнь со Христом, стать подданным его Царства. Всякий, кто испытал на себе исцеляющую силу и власть Христовой любви, может ей, по обещанию Иисуса, сам «научиться» и помогать другим выходить из-под гнета мира сего: из рабства страху, недоверию, одиночеству – и входить в приоткрывшееся Царство Христа.
Что же это означает для нас? Как мы должны себя готовить к тому, чтобы быть достойными этих новых возможностей, которые открыл для нас Господь? «Есть замечательные слова из святоотеческого наследия, – сказала корреспонденту «МИР 24» православный педагог Ольга Гаврилова. – Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Теперь у нас есть касающаяся каждого человека удивительная возможность – приняв Христа, обрести свое царское достоинство. Мы должны вспоминать, к чему мы призваны, какая нам открылась перспектива, и жизнь свою померить этим. Вдохновляться, обновлять жизнь и думать, что мешает нам иметь это царское достоинство».
Через Вознесение, говорится в древнем песнопении, посвященном празднику, Христос «земное соединяет с небесным» и, даже вознесшись, «ниоткуда не удаляется, но, повсюду пребывая неотступно», обращается к любящим его как защитник и ходатай: «Я всегда с вами, и никто против вас!».
Фото: Сенцов Александр/ТАСС
По словам Владимира Якунцева, Вознесение давало и дает нам ключи и к тайне Второго пришествия Христа, потому что в Писании сказано, что таким же образом, как он был вознесен на Небо, таким и вернется. «Недаром икона Вознесения Христа и его Второго пришествия – это одна икона. И мы не боимся этого пришествия, а его ожидаем», – сказал специалист по христианской традиции.