11:47 13/06/2019

Марина Лошак: Мы впервые покажем сразу 150 работ из коллекции Щукина. ЭКСКЛЮЗИВ

Сергей Щукин – самый знаковый коллекционер XX века. Его собрание – одно из крупнейших в мире. Щукин собирал шедевры высочайшего класса. Убедиться в этом смогут посетители выставки, которую готовит ГМИИ им. А.С. Пушкина. Почему эта экспозиция действительно уникальна и какие еще проекты готовит музей, в интервью программе «Культ личности» на телеканале «МИР» рассказала директор ГМИИ им.А.С.Пушкина Марина Лошак

- Буквально в эти дни у вас открывается грандиозная выставка «Щукин. Биография коллекции». Эта коллекция была разделена в 1948 году и впервые за долгие годы все работы, которые так тщательно собирал Сергей Щукин, встретились в Пушкинском музее. Как вам удалось это сделать? 

Во-первых, время от времени они встречались. Но в таком объеме действительно впервые, потому что наша предыдущая, первая, попытка рассказать в таком объеме о Сергее Щукине, которая была осуществлена двумя музеями – нами и Эрмитажем в 2016 году в Париже в фонде Louis Vuitton, собрала 1 млн 250 тысяч человек и побила все рекорды – возможные и невозможные. В этот раз мы решили показать свою версию, рассказывающую о Сергее Щукине, препарировать его биографию, биографию его коллекции, потому что коллекционирование было главной частью его жизни. Но это далеко не вся коллекция, которую мы показываем сейчас. Мы собрали вместе 150 вещей. На самом деле их больше 250. Просто какие-то вещи не могут путешествовать, к сожалению, или находятся сейчас в путешествиях, потому что они крайне востребованы. Это связано с тем, что Сергей Щукин собирал только шедевры – лучшие вещи главных художников конца XIX – начала XX века собраны этим уникальным коллекционером.

- Здесь представлены в том числе работы, которые собирали братья Щукины

Мы рассказываем про Сергея Щукина. Вообще наша выставка называется «Щукин. Биография коллекции». Но внутри этой биографии очень важно разобраться, откуда взялся такой невероятный коллекционер – на наш взгляд, самый важный в XX веке, а может и вообще один из самых важных. Для этого мы пытаемся рассказать о той среде, в которой он вырос, о том духе, который был свойственен его поколению, тем людям, которые окружали его. И конечно же, его семья прежде всего. Мы сейчас знаем, как важна генетика. Поэтому неслучайно три брата-коллекционера (хотя их было больше – был еще один брат), кроме Сергея Щукина, определяли некий путь, по которому он пошел. Каждый внес свою лепту. Это общая часть ДНК семьи.

И три брата – выдающихся человека, все очень разные и каждый из них существенен по-своему. Брат Дмитрий – тихий, очень глубокий, разнообразный, интроверт, который собирал старых мастеров северных школ, человек, обладающий тончайшим слухом, глубочайший знаток, живущий в изумительном упорядоченном музейном состоянии дома, полным тишины и созерцания тех сокровищ, которые ему удалось собрать. В коллекции Дмитрия Щукина потрясающего класса вещи, очень редкие, качественные. Эти вещи – основа северной коллекции нашего музея. Так что в огромной степени Дмитрий Щукин – еще одна часть нашей ответственности, часть нашей благодарности. Мы рассказываем про этого брата. Также рассказываем про Петра Щукина, который был совершенно другим человеком – очень страстной натурой, который собирал все, что казалось ему прекрасным. Его дом, который он назвал музеем и это действительно был музей, был полон разных сокровищ – и Древний Восток, и древнерусское искусство, иконы, шитье, миниатюры Ирана, рукописные свитки Японии. Это был глобальный собиратель. Он завещал и подарил будущему историческому музею 200 тысяч предметов искусства. Был еще брат Иван – западник, живший в Париже и собравший вокруг себя цвет парижской богемы. Именно он познакомил Сергея Щукина с импрессионизмом, сам собирал импрессионистов. Его жизнь закончилась трагически – самоубийством. Тоже был большим коллекционером, но совершенно с другой судьбой. Таким образом мы препарируем историю судьбы Сергея Щукина, его семьи, того, как сложилась жизнь его собственная и вещей, которые были частью его жизни.

- Сергей Щукин – первый русский, кто купил картину Клода Моне. Откуда в нем страсть к коллекционированию? Неужели семья сформировала?

Это совокупность. Потому что семья была не одинока, вокруг было много людей, похожих на семью Щукина, выдающихся коллекционеров. Все старообрядцы, люди очень твердых нравственных правил, большие меценаты, как сейчас принято говорить – социально ответственные люди. На их деньги содержались больницы для бедных, создавались школы, совершалось много необходимых вещей, которые должны были балансировать возможностями общества. Это интимные вещи, о которых никто не говорил. Эти люди создавали будущее страны, были крупнейшими предпринимателями и часто жестких правил, но никогда не обманывающие. Коллекционирование – это часть общей страсти, дань духу времени. Морозовы тоже были рядом. Сам Морозов, благодаря которому художественный театр обрел свое лицо. И можно называть еще очень многих – и Рябушинских, и Солдатенковых, и Бахрушиных, и Боткиных. Боткины – ближайшие родственники семьи Щукиных. Это все очень широкий круг людей. И конечно, Третьяков. Большинство из них – текстильные магнаты. Это мощная питательная среда московского коллекционирования. Были собраны очень яркие личности, остро мыслящие люди, способные на самостоятельные решения, крайне амбициозные, страстные, готовые к риску.

- В эти же даты открывается еще одна выставка в другом вашем здании – приедут работы великих мастеров XX – XXI веков. Предметы и собрания фонда Louis Vuitton. Насколько для вас это важное событие?  

Мы специально задумали одновременно открыть выставки, которые рассказывают о выдающихся коллекционерах. Бернар Арно, который возглавляет эту огромную корпорацию, действительно очень крупный коллекционер. Думаю, и он сам, и его коллекции тоже войдут в историю искусства, и во многом уже вошли. И впервые мы договорились, что Бернар Арно вместе с коллекцией фонда Louis Vuitton покажет свое феноменальное собрание. Оно, правда, потрясающее, огромное. Коллекция самого Бернара Арно и коллекция фонда различны. Но здесь коллекция фонда отражает то индивидуальное видение людей, которые являются частью его стратегии, его ментальности. Конечно, это прежде всего сам Арно. В фонде действительно очень большая и важная коллекция, там много вещей.

Нам было важно показать квинтэссенцию того, что из себя представляет концепция или стратегия коллекции фонда. Нам казалось очень важным еще раз объединить этих двух коллекционеров, потому что впервые мировое признание Щукина и знакомство с ним произошло благодаря фонду Louis Vuitton. И мы еще раз соединили их в Москве. В нашем главном здании мы рассказываем о Сергее Щукине. А в здании галереи, откуда уехали наши импрессионисты в петербургский Эрмитаж, где будет выставка Морозова, мы решили показать коллекцию, которая представляет иконы XX – начала XXI века. Очень широкий круг имен, которые стали хрестоматийными. Вещи, которые находятся в коллекции Louis Vuitton – первокласснейшие. Думаю, для всех наших зрителей будет интересно увидеть их, начиная от икон модернизма – имею в виду превосходных Джакометти и Кляйна. И через превосходную живопись Рихтера, Польке и многих других. К изумительным видеоработам Болтански, концептуальным работам Абрамовича, Каттелана. Это большой перечень важнейших имен. Наших зрителей, которые придут туда, ждет много неожиданностей и сюрпризов.

- Есть какая-то определенная тема по коллекции Louis Vuitton, как вы выбирали работы? 

Мы рассказываем о коллекционере. Это лицо его коллекции. Вместе с Сюзан Паже – это артистический директор фонда, потрясающий репутационный профессионал, бывший директор знаменитого музея современного искусства Парижа – мы отбирали работы и пытались показать те вещи, которые определяют лицо коллекции и выбор первого человека, который должен отразить свои вкусы в этой коллекции. В которой есть все – и живопись, и инсталляции, и видеоработы, и самые разные виды искусства.