В воскресенье, 4 июня, православная церковь отметит праздник Святой Троицы. Для верующих это один из самых любимых праздников. В этот день храмы убирают срезанными ветками березы и свежескошенной травой, которой выстилают весь пол. На юге принято приносить с собой в храм охапки мяты, чабреца и других духмяных трав.
О том, как отметить этот день и почему он считается днем рождения Церкви, рассказывает первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Гасак.
– Дмитрий Сергеевич, скажите, пожалуйста, что православные верующие празднуют в этот день и почему Троица считается днем рождения Церкви?
Дмитрий Гасак: Мы празднуем событие, описанное в Деяниях апостолов, когда ученики Христа были собраны в Иерусалиме, в Сионской Горнице, то есть в доме на Сионе. И сейчас в Иерусалиме это место сохранилось, и его охотно показывают паломникам. Собравшись вместе, апостолы ощутили воздействие Святого Духа, обещанное им Спасителем. То есть особую силу, которая дала им возможность выйти на улицу и проповедовать: рассказывать всем об Иисусе Христе, который был распят и воскрес, то есть явил того самого Бога, в которого верили евреи, начиная с Авраама. В этот день люди убедились в существовании Духа Святого – третьего «лица», помимо Бога отца и Бога сына. Отсюда и название праздника – Троица. Все это произошло на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа, поэтому по-другому этот день называют еще Пятидесятницей.
Именно это событие считается Днем рождения Церкви, потому что важнейшим церковно-образующим обстоятельством является духовное единство всех верующих во Христа. И первый круг церкви был кругом апостольским, кругом ближайших учеников Спасителя.
— Почему сейчас люди не ощущают того мощного воздействия Святого Духа, которое ощутили апостолы? Почему подобных переживаний не описывают люди сейчас?
Д. Г.: Ну почему, описывают, конечно. Действие Духа Святого – это то, что совершается в храмах в процессе Евхаристии, таинства Святого Причащения. Это то, что совершается, когда верующие христиане собираются вместе для молитвы, благодарения и общения. Такие встречи даже имели в древности название «агапа». Это греческое слово, которое означает вселенскую, всеохватную любовь. Так назывались собрания христиан для молитвы, причащения и вкушения пищи с воспоминанием об Иисусе Христе.
Действие Духа Святого, конечно, происходит и сейчас, иначе церковь не жила бы. Хотя, конечно же, это трудно увидеть внешним взглядом. Но, между прочим, так было и во времена апостолов. В действие на них Духа Святого поверили не все. Кто-то действительно верил в апостольское свидетельство, кто-то усомнился в их словах, а кто-то и вовсе решил, что они были пьяны.
– Что происходит в этот день в церкви, и почему храмы убирают свежескошенной травой и ветками берез?
Д. Г.: В храмах в этот день совершается праздничная литургия, на которой положено быть всем верующим православным людям. Что касается традиции убирать храмы свежескошенной травой и березками, то это чисто русский, народный обычай. Связано это, во-первых, с тем, что все православные праздники имеют свой цвет облачения. В этот день облачение священников имеет зеленый цвет. А трава и березки – это логичное продолжение зеленого убранства храмов.
А во-вторых, Троица всегда отмечается в самом конце весны или в июне, когда все расцветает. И мы особенно остро переживаем наступление лета, радуемся ему. Тем более в наших широтах – ведь у нас зима длинная. Поэтому духовное понимание этого праздника переплетается с его народным толкованием. Ведь Дух действительно дает всему жизнь. Даже в молитве Святому Духу, которая начинается словами «О, Царь Небесный, Утешитель», есть обращение к нему «жизни Податель». То есть Дух Святой является источником жизни. А в весеннее время мы очень остро переживаем возвращение природы к жизни, ее обновление. И проводим аналогию между этим природным обновлением и воздействием Духа Святого.
Но, конечно, традиция украшать храмы травой и березками – это не уставный, не церковный, а народный обычай. Это явление скорее простонародной религиозной культуры. В храмах других традиций такого нет, но есть другие подобные обычаи.
– Расскажите, пожалуйста, о коленопреклонных молитвах, которые читаются в этот день в церкви.
Д. Г.: Действительно, в самом конце этого дня, на вечерней службе совершаются специальные коленопреклонные молитвы. Вечерняя служба относится уже не ко дню Троицы, а к следующему за ней Дню Святого Духа, который отмечается в понедельник.
Дело в том, что 50 дней после Пасхи – это большой период церковного года, когда празднуется Воскресение Господне. И это время – не для покаяния, в эти дни молитвы на коленях не положены. А вечером, после завершения празднования Троицы, впервые после Пасхи звучат мотивы покаяния. И совершаются особые коленопреклонные молитвы ко Святому Духу о том, чтобы он снизошел на всех верующих. И впервые после длинного промежутка звучит вот эта знаменитая молитва «О, Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины».
Фото: Илья Щербаков/ТАСС
— Как подготовиться к празднику и как его отпраздновать?
Д. Г.: Я думаю, что надо собраться с Духом! Нужно вспомнить о вере во Христа, о том, что она в первую очередь связана с верой в силу Духа. Как говорил один из апостолов, «мы ходим верою, а не видением». Может быть, нужно вспомнить особые моменты, когда человек остро чувствовал Благодать Божию: скажем, в день Крещения, или в какие-то другие дни. Вот так можно внутренне подготовиться.
И, конечно, нужно вспомнить, что каждый христианин живет не один. Он исповедует Господа вместе со всеми православными людьми. И этот праздник нужно пережить не в одиночку, а вместе со своими братьями и сестрами единоверцами, в процессе общения с Богом и своими ближними.
– Принято ли в этот день ходить в гости, собираться за праздничным столом?
Д. Г.: Обязательно! Вообще, во многих религиозных традициях, и особенно в христианской традиции, праздник – это всегда общая трапеза. Вот та самая «агапа» – трапеза любви, когда не принято огорчать людей, обсуждать какие-то проблемы, а только благодарить Бога и друг друга за все то, что Бог дает. Это очень распространено в нашей традиции.
Вообще, литургия и евхаристия – это, строго говоря, тоже трапеза, и когда-то она так и совершалось. Поэтому, конечно, в этот день принято собираться на общую трапезу и прославлять Бога, который был явлен всем апостолам во всех трех своих лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
Фото: Роман Денисов/ТАСС
– Чего не стоит делать в этот день?
Д. Г.: Не стоит никого огорчать и ругаться. Это все-таки день особой благодарности Богу, особой радости, и нужно эту радость нести людям. Хотя в день радости вопрос о том, чего не нужно делать, не очень-то и актуален. Вопрос так даже не стоит: надо радоваться!