12:02 20/06/2019

Сергей Никитин: Визбор был настоящим гением общения

из архива Татьяны Визбор

Сегодня исполнилось бы 85 лет уникальному человеку нашей эпохи — поэту, драматургу, киноактеру и одному из отцов-основателей жанра авторской песни Юрию Визбору. Своими воспоминаниями о нем поделился близкий друг Визбора – композитор, автор-исполнитель, заслуженный деятель искусств РФ Сергей Никитин.

— Сергей Яковлевич, расскажите пожалуйста, каким был Юрий Визбор в кругу близких друзей и единомышленников? 
 

Сергей Никитин: В жизни нашей семьи было большое счастье – дружить с Юрием Иосифовичем Визбором. Визбор был настоящим гением общения! Он всегда оказывался центром притяжения в любой компании. И совершенно неважно, были ли вокруг него учёные, альпинисты, спортсмены-горнолыжники, геологи, моряки Северного флота или киношники. Юрий Визбор всегда был центром притяжения в силу человеческого, мужского обаяния и своей харизмы. Он даже немножечко играл в брутальность: курил трубку, а в квартире у него висел на стене ледоруб и телефонный аппарат с подводной лодки. И если у другого это бы было дешёвыми понтами, то у Визбора все это было абсолютно естественным и органичным. 

Великая была радость, когда Визбор приглашал нас в майские байдарочные походы. Это было настоящее счастье человеческого общения! С нами шли его друзья: альпинисты из общества «Спартак», Аркадий Мартыновский, который фигурирует в песне «В Аркашиной квартире», настоящая легенда российского альпинизма Владимир Кавуненко. Или, скажем, Вадик Самойлович по кличке Бревно – доктор химических наук с химфака МГУ. Такая вот пестрая компания. 

Фото: из архива Татьяны Визбор

В байдарочных походах над Визбором все время подшучивали, подкалывали его, но в тоже время признавали его право быть командором. В силу его обаяния ему прощали его фюрерские замашки, и беспрекословно отдавали ему лидерство.

Таким же образом Визбор нас познакомил с космонавтами. Потом это знакомство вылилось в создании песни «Ключ». Когда у космонавта Валерия Рюмина был на орбите, то в его День рождения организовали телевизионную связь с ним прямо из его квартиры. И мы перед этим буквально за 3 часа сочинили песню, в которой были слова «И вот старый дом открывает наш ключ, бывавший в иных мирах». И выдали ее в эфир – туда, в космос. 

— Вы еще и соавтор Визбора по песенному творчеству. Как это происходило?

С.Н.: Много всего было, и общего творчества тоже . Например Визбор нас на Виктором Берковским попросил написать песни к фильму «Морские ворота». Фильм сейчас никто уже не помнит, а песни остались. «До свиданья, дорогие», « Я когда-то состарюсь» – они зажили своей самостоятельной жизнью. Кроме этого Визбор приглашал меня в свое документальное кино, он работал в Творческом объединении «Экран». Например, там был фильм, посвященный Северному флоту, и для него была написана песня «Военные фотографии». А ещё однажды получилась такая песня: стихи Павла Шубина музыка Сергея Никитина, а песня – Юрия Визбора. Это была «Песня о Мурманске», и даже когда я ее сочинял, я имел в виду, что петь ее будет Визбор. Потому что в замечательных стихах Павла Шубина была очень непривычная северная лексика, которая необыкновенно подходила Визбору.

Фото: из архива Татьяны Визбор

А уж когда мы собирались все вместе, Юрием Визбором, Виктором Берковским и Дмитрием Сухаревым, то это был действительно праздник, и у нас часто получались совместные песни. Например, «Ночная дорога». У этой песни интересная история: одна мелодия была написана мной, другая – Берковским, а Визбор их соединил в одно и сочинил слова.

Именно Визбор порекомендовал Вениамину Смехову взять такого «композитора с двойной фамилией» Берковский-Никитин для сочинения песен к музыкальному спектаклю «Али-Баба и сорок разбойников». Смехов размышлял, выбирая между членами Союза композиторов, а Визбор говорит: «Не мучайся, вот есть такой композитор Берковский-Никитин, у него получится, поверь моему чутью!»

— Вы с ним дружили семьями. Что вам запомнилось из этих времен?

С.Н.: Я помню такой грустный момент среди нашей очень счастливой жизни. В июле 1980 года мы вместе отдыхали в Литве, в доме на хуторе: Юра с женой Ниной, мы с Татьяной и наш сын Саша.

Фото: из архива Татьяны Визбор

Наш сын увлекался живописью, и они с Визбором ходили вместе на этюды. Визбор ведь тоже художник. Саша честно рисовал лес, синее небо, облака. А Юра приносил очередные горные пейзажи! Он всю жизнь рисовал горы!

И вот мы по радио слушали, почему-то, «Голос Америки», и слышим, что скончался Владимир Высоцкий. Юра погрустнел и твердо так говорит: «Ну вот! Я следующий», – хотя в 1980 году ничто ещё не предвещало его ухода. А в 1984 его не стало. Конечно же, он слишком рано ушёл из жизни, хотя и многое успел, и прожил, можно сказать, 10 жизней подряд!