Первый день войны ветеран Павел Платонов встретил в якутской деревне: 16-летний мальчишка тогда ухаживал за колхозными лошадьми. На войну Павел попал через 2 года, в 1943-м. Помогал связистам. А потом его взяли на фронт. Так он дошел до Кёнигсберга в 1945-м. Историю ветерана узнал корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.
Ветеран Павел Платонов знает, как нужно обращаться за лошадьми. В июне 41-го ему было всего 16. Работал он конюхом в родном колхозе под Иркутском. Ухаживал за животными. А когда на войну забрали всех взрослых мужчин в деревне, сам стал пахать. Все для фронта. До победы было еще очень далеко.
«Страшно было, неуютно как-то. Война началась», – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны.
В январе сорок третьего Павла Платонова призвали в армию. А через 10 месяцев он попал на передовую – связистом-радистом в батарею 76-мм орудий. И сразу в бой. Помнит, как на них вышли шесть немецких танков «Тигры» и «Фердинанты», у которых лобовая броня в метр и два толщиной. Таких только бронебойными и то – сбоку можно было пробить. У их расчета было всего 2 таких снаряда. И оба – в цель.
«Мы подбили 2 танка, и немцы зацепили их и обратно откатились, и не пошли в наступление. А если бы не подбили бы эти 2 танка, нас бы разутюжили бы пехоту всю», – рассказывает Павел Платонов.
Но один вражеский танк прямым попаданием разворотил их гаубицу. Всех насмерть, кроме него. Платонова спасло то, что он подавал снаряды. Небольшой осколок правда на всю жизнь застрял в голове. После того боя его наградили медалью «За отвагу». В апреле 44-го они обустраивали огневую позицию рядом с лесом. Рядовой Платонов в траве не заметил три усика прыгающей мины-лягушки. Только мгновенная реакция спасла его от неминуемой гибели.
«Мина-лягушка выскочила из-под земли, взорвалась. Осколки полетели во все стороны. А я сразу тут упал. А второму крикнул солдату, он был метрах в 5 от меня, эти осколки все на него, и на смерть»,- делится воспоминаниями ветеран.
Но все-таки Платонова зацепило. Осколок попал в бедро. Два с половиной месяца в госпитале, и снова на фронт освобождать Прибалтику. А потом и брать штурмом Кенингсберг. В мае 45-го они готовились пойти в очередную атаку. Но ночью 9 числа связисты первыми по телефону услышали долгожданное слово – «победа».
«Обрадовались все, выскочили, начали салютовать, звонить везде. Так до утра не спали», – вспоминает ветеран.
После войны Платонов еще три года служил в армии. Только в 48-м демобилизовался и отправился в Якутию жить к родственникам. Да так и остался. В свои 94 года Павел Николевич Платонов говорит, до сих пор ему снится война.
Подробнее в сюжете: Память сердца