Ветерану Марине Гриб уже 95 лет, но она до сих пор ходит на работу, и память ее не подводит, несмотря на почтенный возраст. Помнит она и о начале Великой Отечественной. Всю войну Марина Федоровна пережила в Москве. С ней встретилась корреспондент телеканала «МИР 24» Ольга Жемчугова.
«Это был день воскресный, очень солнечный. И мы услышали из громкоговорителя, который был на столбе, голос Молотова. Наш министр иностранных дел известил нас о том, что внезапно напала на нас Германия», – вспоминает ветеран.
Марина Федоровна Гриб узнала о начале войны 78 лет назад, в этом дворе на бульваре Рокоссовского. Здесь снесли бараки, в которых они жили с семьей. Но она помнит каждую деталь первых дней войны. Тогда, в 1941-м, Марине было 16 лет.
«Первым делом, что мы покупали – это соль, спички и мыло», – указала Марина Федоровна.
Для 4 миллионов 600 тысяч простых москвичей после обеда 22 июня 1941 года началась совсем другая жизнь: продовольственные карточки, строительство укреплений, подготовка к бомбардировкам - они начались ровно через месяц.
«Самолет летел на высоте, когда было видно даже пилота, а за ним шлейф бомб. Когда скидывал, земля загоралась. Он летел от Преображенки до «Красного богатыря». И свернул в лес. И мы оказались в огненно-дымном кольце», – рассказала участница ВОВ.
Марина Гриб всю войну провела в Москве. Как и миллионы других жителей, они с семьей укрывались в бомбоубежищах. Девушка оказывала первую помощь раненым. Сама чуть не погибла, подхватив туберкулез. Но организм справился – выходили родные. Марина Федоровна вспоминает, как во время войны ее отец посадил картошку на бывшей свалке, и в голодные годы накормил не только свою семью, но и всех соседей.
«Мои родители были настолько добры и знали, что такое кусок хлеба, делились со всеми», – говорит пенсионерка.
Сегодня ей 95 лет. И она до сих пор помогает другим. Пенсионерка и ветеран труда продолжает работать – в местном совете ветеранов. Вопросы – зачем и как хватает сил - для нее, кажется, не существуют.
«Потому что я не могу без работы. Что значит сидеть дома? Кастрюли, халат? Это не то», – уверена пожилая женщина.
Муж Марины Федоровны всю Великую Отечественную охранял «дорогу жизни» на Ладоге, был командиром зенитной батареи. Ветерана не стало уже почти 20 лет назад.
«Очень был спокойный, очень добрый, очень отзывчивый, и мы с ним прожили 44 года, душа в душу», – отметила Марина Федоровна.
Сейчас из семьи у Марины Федоровны остались только внучатые племянники. Но для нее они родные. Помогают и дома, и в общественной работе. Племянник Александр вместе с тетей готовится к праздникам, которые устраивают для ветеранов. Для Марины Федоровны, как она говорит – это главное дело жизни. Помогать этим людям и рассказывать другим то, что сама помнит о войне.
Подробнее в сюжете: Память сердца