В Кыргызстане строят новую стратегическую трассу, которая соединит Северный Кыргызстан с южными городами – Джалал-Абадом, Ошем и Баткеном. Сейчас для того, чтобы добраться из одной точки страны в другую, надо ехать по единственной в республике дороге, протяженность которой составляет почти 750 километров. Она очень перегружена и требует ремонта. Корреспондент «МИР 24» побывала на месте строительства и рассказала об увиденном.
Первое, на что хочется посмотреть, когда заходит речь о новой альтернативной дороге Север-Юг – эстакадные мосты. Таких не строили еще не только в Кыргызстане, но и во всей Центральной Азии.
Высота опор – 80 метров, 40 – высятся над рекой. Еще столько же уходит под землю. 33 тысячи тонн бетона и почти 7 тысяч тонн арматуры ушло на создание этой конструкции. В будущем тут планируют построить ГЭС – опоры станут основанием плотины. Река Нарын дважды вносила свои коррективы в график строителей: паводки сметали временные мосты и останавливали работу.
Два моста общей протяженностью почти два километра сдадут в начале следующего года. А в 2022-м году в Кыргызстане должны запустить полностью всю трассу. Новая артерия будет в два раза короче старой. А главное – безопаснее: не будет затяжных перевалов и крутых серпантинов.
Стоимость альтернативной дороги – 900 миллионов долларов. В одиночку Кыргызстан с таким масштабным проектом не справился бы: не хватало ни кадров, ни денег. На помощь пришли иностранные компании. Кыргызские специалисты – контролируют процесс, а заодно и учатся.
Самый большой объем работ у дорожно-строительных бригад – в этом тоннеле. Им надо пробурить 4-километровый коридор в Ферганском хребте. В день бурильщики продвигаются всего на несколько метров, но больше половины пути уже пройдено. Обо всем этом я рассказываю вам, стоя снаружи: как оказалось, китайские строители очень суеверны – для них женщине в тоннеле так же не место, как и на корабле.
«Это очень древняя традиция в Китае. Чтобы не было обрушений и других непредвиденных обстоятельств, мы не пускаем женщин на объекты, где идет ответственная работа», – объясняет инженер проекта Ли Цзе.
Несмотря на китайскую щепетильность, в сроки они не уложились. Тоннель должны были сдать полгода назад, но подрядчик из Поднебесной попросил отсрочку на 30 месяцев. Виной тому – грунтовые воды и скальная порода. Она оказалось мягче, чем полагали геологи.
«Чем меньше крепость породы и устойчивость, тем больше затрудняется проходка. Если крепкая порода – толщина бетона и металлических конструкций уменьшается», – говорит инженер-консультант от проектного института Кубанычбек Турдукожоев.
Строители отвоевывают у природы метр за метром. Еще недавно здесь были дикие места. Геодезисты прочертили гипотетическую трассу на бумаге, теперь дорожно-строительные бригады воплощают чертежи в реальность.
«Разработка ведется только с помощью буровзрывных работ. Они начинаются с бурения скважин. Как вы видите, на склоне видны следы скважин, закладывается взрывчатое вещество – аманат – и происходит взрыв. И таким образом, постепенно, мы опускаемся вниз», – рассказывает помощник постоянного инженера Николай Сверчевский.
Строительство поделено на десятки участков. На каждом – небольшой завод по производству материалов. Асфальт, например, соответствует лучшим мировым стандартам. В него добавляется больше битума и целлюлозы, чтобы смесь была более армирующей .
Дорогу еще не открыли, а семья Тенисбека Мадамбетова уже строит планы на будущее. Неподалеку от трассы у них – место для пастбища. Глава семейства собирается открыть придорожное кафе – угощать путников свежим кумысом.
Раньше путь с юга на север занимал почти сутки, с открытием новой альтернативной трассы он составит около 6 часов. И, как любят говорить строители, это время вы проведете на самой красивой трассе Центральной Азии.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет