<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Поведение фельдшера из Башкирии, которая отказалась спасать человека, вызвало широкий общественный резонанс. В соцсети попало видео, на котором женщина в медицинском халате на просьбу помочь пострадавшему ответила, что это «не ее участок».
Мужчине из Узбекистана стало плохо прямо на работе – в палатке с шаурмой случился инсульт. Как утверждает создательница видео, скорую помощь вызвали, но ее пришлось долго ждать. Недалеко от шаурмичной стояла другая машина с неотложкой, но все призывы помочь оказались тщетны. Фельдшер так и не вышла к пострадавшему. Спасли мужчину действия продавщицы из соседнего магазина – женщина двадцать лет проработала медсестрой, поэтому смогла оказать первую помощь.
Нарушил ли фельдшер клятву Гиппократа или следовал рабочему регламенту, и какое наказание должен понести медицинский работник, выяснила корреспондент «МИР 24».
По словам юриста Станислава Дроботова, ситуация на видео не так однозначна, как кажется, на первый взгляд.
«Правила порядка медицинской помощи регулируются приказом Минздрава России от 20 июня 2013 года № 388н. В частности, в 9 пункте предусмотрен порядок вызова помощи, который осуществляется по телефону, с помощью коротких сообщений, но при наличии технических условий, при непосредственном обращении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь, или по электронной системе. Более того, существуют две формы: экстренная и неотложная скорая помощь. Экстренная форма отличается от неотложной тем, что есть угроза жизни человека. Кроме того, в этом порядке есть приложение N 15, которое регулирует действия врача и возлагает на него обязанности, в частности, оказания скорой помощи», – говорит он.
По словам Дроботова, нельзя требовать оказания помощи у бригады, которая находится в карете, если она приехала на вызов к другому больному.
«На видео мы не видим, в каком состоянии находится больной. Видим только женщину, которая с требованием обращается к человеку в белом халате – неизвестно, является ли он врачом скорой медицинской помощи или нет. В соответствии с приказом № 288, не предусмотрена возможность требовать оказание помощи непосредственно у бригады в карете, потому что, скорее всего, она приехала на вызов к другому больному. Для этого надо вызывать другую машину», – пояснил юрист.
В то же время, действия фельдшера на видео могут попадать под статьи 124 и 125 УК РФ. Это неоказание помощи медицинским работником без уважительных причин, а также оставление человека заведомо в опасности.
Здесь исходных данных недостаточно, чтобы полностью оценить ситуацию. Если работники скорой просто стояли и могли оказать помощь, то есть возможность привлечения их к ответственности, в том числе уголовной. Ситуация осложняется тем, что мы не видим больного человека. СК будет проводить проверку по следующим деталям: были ли обязаны оказать помощь, какой порядок вызова, имелась ли реальная возможность помочь, был ли признак заведомости, и были ли показания самой дамы, которая все снимала», – объясняет юрист.
По словам Дроботова, нужно давать осторожную оценку видео, так как оно может быть и провокацией. Очень часто работников неотложной помощи обвиняют безосновательно, считает эксперт. Например, когда бригада приезжает не вовремя или у нее отсутствуют необходимые медицинские препараты – чаще всего это не вина врачей, а нехватка медперсонала и финансирования.
«Я бы давал осторожную оценку этому видео, потому что мы не знаем, не является ли оно попыткой раздуть скандал на ровном месте. Врачи скорой помощи достаточно ответственно подходят к работе. Я тоже изучал этот вопрос ранее, они стараются всегда помогать. Просто часто происходит так, что машина поздно приезжает или не хватает каких-то инструментов. В первую очередь, это связано с тем, что не хватает рабочих рук. Но, с другой стороны, вместо того, чтобы снимать видео, эта дама могла позвонить в скорую помощь и спросить, как она сама может оказать первую помощь и продлить время до прибытия кареты», – отметил эксперт.
Отметим, статья 124 предусматривает штраф до 40 тысяч рублей, либо обязательные работы сроком до 360 часов, исправительные работы на срок от одного года, либо арест сроком до трех месяцев. Если действия повлекли за собой смерть, то может быть наложен запрет занимать определенную должность сроком до трех лет, либо лишение свободы до трех лет с лишением права занимать должность. Что касается 125 статьи, подразумевается штраф суммой до 80 тысяч рублей, либо обязательные работы до 360 часов, исправительные или принудительные работы до одного года, может быть наложен арест до трех месяцев или лишение свободы до одного года.