Москва уже неделю находится во власти циклона. Густая облачность, сильный ветер и грозы мешают воздушному сообщению столицы. Рейсы задерживают, переносят или вовсе отменяют. К каким ситуациям готовы аэропорты и как помогают пилотам ориентироваться в небе, узнал корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов.
Над аэродромом Домодедово сгущаются тучи. Высота облаков всего 240 метров, видимость – 10 километров. И даже если начнется ливень, взлетать и садиться в таких условиях можно. Правда, это касается российских, американских и европейских пилотов. К примеру, их ближневосточным коллегам, у которых нет опыта работы в такой ситуации, возможно, придется садиться на соседние аэродромы и уже там переждать непогоду.
Здесь разрешат посадку даже при густом тумане, когда дальше 200 метров ничего не видно. Решение за командиром экипажа. Настоящая опасность – грозовой фронт. На подходе к аэропорту его еще можно обойти. Но если он навис над взлетно-посадочной полосой, запрещается посадка, взлет и, например, дозаправка в воздухе. Слишком опасны шквалистый ветер и турбулентность, в отличие от самих разрядов.
«Никакого критического воздействия во время полета попадание молнии не оказывает. Самолет защищен, на законцовках крыла статические разрядники забирают электричество на себя», – отметил пилот Александр Попов.
Глаза пилотов – это не только приборы в кабине самолета и диспетчеры, но и метеорологи. Они круглосуточно отправляют сводки и прогнозы. Выглядит как шифровка из букв и цифр, но командир корабля такой язык понимает. Тем более, сегодня компьютер умеет по запросу начитывать такие сообщения голосом.
На вооружении синоптиков аэропорта целый арсенал датчиков. Они круглосуточно сканируют атмосферу вдоль взлетно-посадочных полос. Следят за силой, направлением ветра и видимостью. Если откажет один из них, всегда сработает дублер. Есть особый прибор – грозопеленгатор. Обзор его составляет 56 километров. Он распознает электрические разряды между облаком и землей и внутри облаков. Классифицирует их по направлению и удалению от аэродрома.
На случай, если пропадет электричество, через 15 секунд включается питание на дизельном топливе. Все это может работать автономно, чтобы аэропорт не ослеп. Когда грозовой фронт уходит, над аэродромом могут остаться десятки самолетов, которым запретили посадку.
«Можно привести такой пример из автомобильной практики: повышенный трафик. Для того чтобы все самолеты скорее сели на аэродром, вводятся увеличенные интервалы на вылет, чтобы освободить полосу на взлет, оставить ее для тех, кто приземляется», – сказал пресс-секретарь аэропорта Домодедово Александр Власов.
Если непогода обрушилась на другие аэропорты Москвы, здесь готовы приютить чужие рейсы.