Российские пасечники вместо меда собирают мертвых насекомых. Пчелы массово гибнут в разных регионах России. Эксперты говорят, что это все из-за неконтролируемого использования пестицидов. Корреспондент телеканала «МИР 24» Михаил Пранович разбирался в ситуации.
Ульи на участке Тимура превратились в могильники. С такой же проблемой столкнулись и другие пасечники. С начала лета только в Зарайском районе погибло больше десяти миллионов пчел.
«Все мертвые. А те, что остались еле ползают. Я приезжаю, и что я получил? Я инфаркт получил. Вот у меня справка от 1-го числа. И это спасибо сыну! Я успел только сыну позвонить. А то может вместе с пчелами там и остался», – рассказывает пчеловод Геннадий Синев.
В массовой смерти своих питомцев пчеловоды винят местный агрокомбинат. Уверены: пчел отравили химикатами, которыми орошают сельскохозяйственные поля.
Почти все поля в Зарайском районе засеяны рапсом. Чтобы урожай был хорошим, десятки гектаров регулярно обрабатывают пестицидами. Если делать все по правилам, яд будет действовать только на вредоносных насекомых. Вот только к правилам прислушиваются не все.
А они, к слову, довольно простые. Предупредить население за пять дней до обработки и орошать поля только в темное время суток, в безветренную погоду. Все это прописано в СанПиНе. Вот только рабочие, которых нам удалось поймать с поличным, в существование этих правил верить отказываются.
Заставить аграриев выполнять правила обработки у пчеловодов не получается. Говорят, куда бы ни обращались, помогать им никто не спешит.
«26 июня у меня была потрава пчел. Я вызвал полицию, администрацию, ветстанцию, хозяев полей. Походили-походили… И до сих пор ни одна организация не дала мне никаких документов. Ничего нет», – говорит председатель общества пчеловодов Зарайского района Валерий Плеханов.
Ситуацией заинтересовались и в Минсельхозе. Массовая гибель пчел наблюдается не только в Московской области, но и по всей России: в Башкирии, Удмуртии, Мордовии и в десятке других регионов страны. В Россельхознадзоре заявили: чтобы предотвратить пчелиный геноцид, необходимо вернуть строгий контроль над использованием химикатов. Последние восемь лет его нет.
«В сложившейся ситуации необходимо в кратчайшие сроки наделить Министерство сельского хозяйства полномочиями по контролю за производством, хранением, реализацией и применением пестицидов и агрохимикатов. Только этот шаг будет способствовать радикальному изменению ситуации», – сообщила пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано.
С подобной проблемой столкнулись и другие страны СНГ. В Молдове в живых осталась только треть пчел. Как возобновить их популяцию и минимизировать ущерб нанесенный пасечникам, разбирается специальная госкомиссия.
«Нужно ввести продукт для страхования, упростить процесс идентификации и фиксации этих потерь. Пока этот процесс у нас не работает», – отмечает член ассоциации пчеловодов Молдовы Штефан Кондратюк.
Пчелиное горе обрушилось и на Грузию. Правительство обещает помочь пчеловодам денежной компенсацией. На полученные средства они смогут купить медоносных пчел и восстановить пасеки. Однако точные сроки, когда будут выделены деньги, пока неизвестны.