На этой неделе президенты России и Украины Владимир Путин и Владимир Зеленский впервые серьезно поговорили. Правда, беседа по телефону носила больше ознакомительной и прагматичный характер. И это понятно: сейчас Незалежная вовсю готовится к выборам в Верховную раду. Корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров узнавал о политической ситуации в стране.
«А теперь хочу обратиться к президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Надо поговорить? Надо. Давайте», – сказал президент Украины Владимир Зеленский.
И поговорили. В четверг Владимир Зеленский позвонил в Москву. По телефону президенты общались 20 минут.
«Обсуждались вопросы урегулирования на юго-востоке Украины и совместной работы по возвращению удерживаемых с обеих сторон лиц. Вряд ли нужно обсуждать сейчас эмоциональные оттенки и тональности, не для этого был разговор. Сам факт первого общения президентов России и Украины очень важен», – отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Правда, изначально Зеленский хотел общаться вживую. Да еще и с группой поддержки.
«Компанию для разговора предлагаю следующую: я, вы, президент США Дональд Трамп, премьер Великобритании Тереза Мэй, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон», – обратился Зеленский.
«Госпожа Тереза Мэй, например, она, насколько мне известно, через пару недель прекращает свою работу в качестве премьер-министра Великобритании. Она в каком качестве приглашается на эту встречу? Непонятно. Более или менее о чем-то можно будет говорить после формирования окончательного нового правительства и проведения выборов в парламент страны», – высказался президент РФ Владимир Путин.
Пока же коридоры украинской власти чем-то напоминают новую туристическую зону, которую на этой неделе открыл лично глава государства. Он пригласил гостей со всего мира насладиться красотами Чернобыля.
«Сделаем тут зону свободы, которая станет символом новой Украины: без коррупции, без дурных запретов», – предложил президент Украины.
Символ так символ. И вот президент уже ищет токсичные для власти элементы. На совещании в Борисполе доброжелатели сообщили: секретарь местного горсовета ранее был судим за разбой. С 2014 года на Украине действует закон о люстрации: во власть не пускают чиновников времен Януковича. Зеленский такой «политический карантин» хочет расширить, но теперь уже за счет Порошенко и его команды.
Петр Порошенко эту идею назвал фантастической. Сам лидер «Европейской солидарности» стал все чаще попадать в аномальные для себя зоны с агрессивной средой. На этот раз в Закарпатье. При этом на митингах экс-президент напоминает комсомольского агитатора. Такой вот временной разлом.
А Михаил Саакашвили решил попробовать себя в роли сталкера и прорваться в зал суда, где слушалось дело его критика — мэра Одессы Геннадия Труханова. Миссия провалилась, но в процессе борьбы украино-грузинский политик успел сломать руку пожилой одесситке. Так называемый антикоррупционный спецназ Саакашвили в Раду явно не проходит, потому что его рейтинг 0,6%. Возглавляет же список «Слуга народа» Владимира Зеленского. На второй строчке по-прежнему «Оппозиционный блок — За жизнь». На третьем месте «Европейская солидарность» Петра Порошенко. Дальше «Голос» Святослава Вакарчука и «Батькивщина» Юлии Тимошенко.
Юрий Бойко в Кировоградской области зашел на рынок пообщаться с людьми «за жизнь». Название партии обязывает.
«Идет команда с четкими задачами. Это мир, социальная поддержка людей, снижение тарифов. То есть то, что сегодня хотят слышать, видеть и почувствовать люди», – заявил руководитель партии «Оппозиционный блок – За жизнь» Юрий Бойко.
Юлия Тимошенко в последних роликах вся в белом, на белом фоне.
«Все эти годы каждая украинская семья переплачивала за газ и тепло. Решение суда есть, но власть его не исполняет. Вы знаете, что именно мы снизим цену на газ вдвое», – говорит она.
Партия «Голос» пополнила мировую коллекцию гигантских рисунков на полях. Пашню распахал полтавский фермер. Сам Святослав Вакарчук продолжил свой тур по стране, совмещая концерты и агитацию. Говорил, например, об экологической катастрофе. И не в Чернобыле, а в Запорожье.
А вот, что говорят простые люди:
«Надо, чтобы во власть пришли люди, которые любят своих людей, уважают, ценят».
«Кого бы точно не хотели видеть? – На камеру не буду говорить, а то посадят».
«Я бы всех, кто сегодня находится в парламенте, выставила бы под парламент, поставила к стенке и… без суда и следствия».
Впрочем, в Киеве и так стреляют. И даже не из автоматов, а из гранатометов. Под огнем оказалось здание телекомпании «112 Украина». К счастью, никто не пострадал. Журналисты канала связали нападение с показом документального фильма «В борьбе за Украину» американского режиссера Оливера Стоуна с критическим взглядом на Майдан. Полиция завела уголовное дело, но пока злоумышленников не нашла.
Офис Зеленского на событие не отреагировал. Да и влияния на силовиков у президента пока нет, как и на другие ключевые ведомства. Рада не дает менять министров. В четверг вот снова оставила на своем посту главу МИД Павла Климкина. Хотя некоторые подвижки есть. В субботу Зеленский предложил уволиться руководителю фискальной службы, а до этого представил нового главу таможни. Это человек с модной бородкой. Зовут Максим Нефедов, ранее был первым замминистра экономического развития. Таможенникам Зеленский устроил форменный разнос, потому что плохо борются с контрабандой.
«Мало денег? Будет точно меньше. Не устраивает? Увольняйтесь сейчас. Потому что, когда у нас будет прокуратура, а все понимают, что будет после выборов в Верховную раду. И когда у нас будет большинство, и все уже видят и понимают, оно будет, – будет поздно», – сказал президент.
В конце недели Зеленский отправился на российско-украинскую границу на въезде в Крым и поручил обустроить местный КПП. А также побывал в Одессе, где искупался в море в красных плавках. Проинспектировал температуру воды, как написали представители его офиса.
Главной же украинской зоной бедствия в Донбассе президент, видимо, займется уже после выборов. По крайней мере, в том же разговоре с Путиным Зеленский обсуждал продолжение работы в нормандском формате с участием России, Германии и Франции. Хотя после выступил резко против идеи федерализации Украины, что прямо противоречит Минским соглашениям.