Продавать искусство – это тоже искусство. Конкуренция на арт-рынке большая, да и удивить покупателя все сложнее. Другое дело – Джоконда кисти московских художников! Видели такое? В поисках живописных сюрпризов туристы по привычке сворачивают с Крымской набережной на вернисаж. Это тот, что у бывшего Центрального дома художника, ныне – Новой Третьяковки. Вот где можно увидеть сотни работ неизвестных мастеров. Корреспондент «МИР 24» Валентина Бекшаева отправилась в галерею под открытым небом вместе с искусствоведом в поисках шедевров. Что они нашли и почем?
На спрос Юнис Еникеев жаловаться не привык. Первые его миниатюры разлетались на Арбате. И вот уже несколько десятков лет поклонники его живописи заглядывают на вернисаж у ЦДХ. Городские пейзажи художника всегда, что называется, в тренде.
«Когда не думаешь о коммерции, а думаешь о своем таланте – тогда художнику можно выжить на вернисаже. Тут вроде получилось быть востребованным. Ты все равно должен что-то новое предлагать, свое слово. Все эти работы должны быть живые», – признался художник Юнис Еникеев.
Цены за виды Арбата начинаются от тысячи рублей. А вообще на вернисаже за картину в раме могут попросить и 30, и 100 тысяч рублей. Зависит от размера работы и запросов продавца. Но ценников нет, потенциальным покупателям приходится расспрашивать продавцов.
Картины на любой вкус: на набережной творят модернисты, сюрреалисты, есть место и реалистам, женщины парятся в бане. Народ явно рад такому разнообразию. А вот у искусствоведа Марии Санти другой взгляд на развал у ЦДХ. Она уверена, художник со своим стилем просто потеряется в этой пестрой палитре. Поэтому и получается, большинство просто копируют известные полотна. По словам Марии, не всегда удачно.
«Перепевы от художников 19 века как наших, так и импортных. И если человек светоч в искусстве, то он узнает прототип, а если нет, то и так сойдет. Шишкин, Айвазовский до Сальвадора Дали. Авангард реже художники этого сегмента исполняют», – рассказала искусствовед Мария Санти.
Но, что бы не выставляли на суд неразборчивой публики, уникальные экземпляры все же попадаются. В мастерских под открытым небом творят члены Союза художников и постоянные участники выставок. И цена, рассуждает искусствовед, зачастую оправдана.
«Это место максимально возможно приближает себя к полноценной галерее: у них есть сайт, у каждого художника рассказывается, что он закончил, какие звания, в каких выставках принимал участие. Так что, они в общем-то ориентируются на дорогой сегмент. И действительно, искусство для того, чтобы его ценили должно дорого стоить», – добавила Санти.
За право выставлять на набережной, художники боролись давно. Виктор Корышев помнит, как их гоняла полиция, за аренду брали деньги. Но, когда город подарил им вернисаж, творить стало легче. Художники больше не боятся, что их попросят уйти. За место под крышей и платить не нужно.
«В данном случае тут очерГедь. Кто-то выбывает, другой из очереди приходит», – говорит художник Виктор Корышев.
Когда-то и Пабло Пикассо не был известным и рисовал на улице – на площади Тертр в Париже, например. По соседству могли расположить свои мольберты Ван Гог, Модильяни и Дега. Старожилы вернисажа на Крымской набережной на славу и богатство Ренуара или Сальвадора Дали не претендуют. Они просто делают то, что так любят. И зарабатывают на этим на жизнь.
Подробнее в сюжете: Культтуризм