25 августа в 9.25 на телеканале «МИР» стартует программа «Фазенда Лайф». Это еженедельное семейное шоу, в котором команда опытных дизайнеров, декораторов и строителей преображает загородные дома и участки любителей жизни на природе. Корреспондент «МИР 24» побывала на съемках и выяснила, как протекает жизнь в поселке «Московский писатель», кем были знаменитые соседи главных героев и почему ведущий программы Тимофей Пронькин решил освоить ремесло столяра и декоратора.
Сейчас, когда многие из загазованных мегаполисов стали перебираться за город, подальше от шума, пробок и бесконечных строек, тема обустройства загородного дома как никогда актуальна. Но мало иметь дачный участок и собственное жилье за городом – чтобы жить на природе с комфортом, необходимо сделать дом удобным, практичным и, конечно, уютным. Как раз в этом дачникам и помогает «Фазенда Лайф». Создать неповторимый интерьер, который отражает именно ваши вкусы, привычки и характер; расширить узкое пространство или разделить просторную комнату на несколько секций; сделать помещение более светлым или придать ему благородные, холодные оттенки; построить лестницу, беседку или возвести самый настоящий купол – для дизайнеров «Фазенды Лайф» нет ничего невозможного.
На съемки мы отправились в поселение Внуковское в Новой Москве. Здесь, посреди изумрудных лесов, неподалеку от аэропорта «Внуково» расположился живописный дачный поселок «Московский писатель». У этих мест очень богатая и интересная история: в 1934 году участки здесь выделили многим именитым деятелям культуры и науки. Об этом нам рассказала хозяйка дома, куда приехала «Фазенда Лайф» – писатель, руководитель проекта «Моссалит» Ольга Грушевская. В доме на улице Гусева живет уже пятое поколение ее семьи.
«Здесь жили поэты и композиторы, режиссеры и актеры, сценаристы – творческая элита, – рассказывает Ольга. – Это на самом деле золотой фонд русской культуры XX века. Здесь звучали такие имена, как Любовь Орлова, Григорий Александров, Василий Лебедев-Кумач, Исаак Дунаевский, Евгений Долматовский. Все это – люди особые: что ни судьба, то удивительный творческий путь к успеху. В то же время, во многом пути эти были трагические, потому что время было трагическое... Тем не менее, когда сняли знаменитый фильм «Веселые ребята», всем [участникам съемочной группы] дали почти по гектару земли».
Здесь также построили свои дачи актеры театра и кино Игорь Ильинский и Алиса Коонен, певец и актер Леонид Утесов, поэты Виктор Гусев, Михаил Исаковский и Александр Твардовский, Алексей Сурков, композитор Юрий Милютин, чуть позже – режиссер и основатель кукольного театра Сергей Образцов. А еще позже в поселке поселились многие известные актеры – Василий Лановой, Ольга Аросева, Лия Ахеджакова, Александр Абдулов.
Бабушке Ольги, Зиновии Семеновне Маркиной, тоже достался кусочек «знаменитой» земли. Она была лауреатом Сталинской премии, одной из первых выпускниц ВГИКа и первой в СССР женщиной-киносценаристом. Дом, который семья Маркиной построила здесь в конце 30-х годов, раньше путали с домом известной актрисы Любови Орловой. И неспроста – дома были похожи.
Фото предоставлено Ольгой Грушевской
«На самом деле сначала моей бабушке выделили участок в глубине поселка, а потом они поменялись с Орловой, –объясняет Ольга. – Не хочется развенчивать красивый миф о том, что Любовь Петровна привезла замечательный проект дома из Америки, и потому дом выглядел, как старое ранчо, вилла. Некоторые же утверждали, что дача была построена по индивидуальному проекту Орловой и Александрова. На самом деле это был типовой проект, местные обитатели это прекрасно знали, и дома Зиновии Маркиной и Любови Орловой были конструктивно схожи. Более того, есть и другие дома, построенные по этому же проекту в других поселках».
Конечно, сейчас дом выглядит совсем не так, как в советское время. Здание неоднократно ремонтировалось, а некоторые части и вовсе пришлось перестраивать заново – несколько лет назад здесь произошел страшный пожар.
«Выгорела абсолютно вся правая часть дома, – вспоминает хозяйка и показывает снимок, сделанный после пожара. – Загорелся старый камин – не досмотрели. Здесь все было черное, завалено сгоревшими вещами. Это был кошмар...».
К счастью, основную часть дачи удалось сохранить. Со временем были сделаны несколько пристроек, а левая часть осталась нетронутой – здесь до самой своей смерти жил отец Ольги – крупный советский ученый, специалист в области механики полета и процессов управления, долгое время работавший заместителем Генерального конструктора НПО им. С.А. Лавочкина, Константин Георгиевич Суханов.
Ольга признается: для того, чтобы поддерживать связи с родственниками и друзьями, нужно прилагать усилия. Но ей это удалось: в ее семье до сих пор жива традиция собираться за большим столом, пить чай и делиться воспоминаниями. Казалось бы, в этом большом, красивом доме есть все удобства для загородной жизни. Но только до тех пор, пока за окном не сгущаются тучи.
«Мы всю жизнь сидели вот тут, – Ольга указывает на стол, накрытый напротив входа в дом. – Но на случай дождя нет никакого укрытия. Нам ужасно нужна беседка».
В самом деле: день выдался пасмурным, то и дело начинает слегка накрапывать. Хозяйка даже во время разговора одним глазком посматривает на небо и расставленные на столе угощения.
«Мы даже шатры ставили, но при первых же порывах ветра они не выдерживали, – сетует собеседница «МИР 24». – А когда шел дождь, то над головой образовывались целые резервуары с водой, и шатры опасно прогибались. В общем, я поняла, что нам нужен какой-то прочный навес. Ведь только соберешь в саду завтрак, только постелешь белую скатерть и вздохнешь полной грудью, а через пять минут начинает лить дождь. У нас уже богатый опыт всю сервировку оперативно уносить в дом, вот и получается, что в основном мы тут бегаем. А так хочется позавтракать утром на природе!».
Команда «Фазенды Лайф» откликнулась на просьбу Ольги и приступила к строительству беседки. Ведущий программы Тимофей Пронькин и дизайнер Дмитрий Усенко собственноручно вкрутили первую сваю. Всего их будет 27.
Пока герои обсуждали проект будущей беседки, нам удалось поговорить с Тимофеем и узнать, как участник популярной группы «Hi-Fi» стал профессиональным столяром, декоратором и реставратором, и почему создание авторской мебели для него оказалось не менее важным, чем сцена.
– Тимофей, многие знают вас как певца и танцора из группы «Hi-Fi». Но у вас есть и другое призвание – декорирование. Думаю, многие удивляются, узнав, что у вас есть собственная мастерская, где вы изготавливаете и реставрируете предметы интерьера. Скажите, когда вы впервые начали заниматься столярным делом?
– В семь лет я пошел в кружок прикладного искусства. Вообще, изначально я шел в кружок изостудии. В коридоре меня перехватил преподаватель, спрашивает: «Куда идешь, мальчик?». Я говорю: «В кружок изостудии». И он мне говорит: «Слушай, да зачем ты там с девчонками будешь сидеть? Иди ко мне в прикладное искусство!». У него был недобор (смеется).
– И вам сразу понравилось?
– Да, конечно! Заходишь – и сразу чувствуешь запах дерева, клея, лака, видишь инструменты. Конечно, мальчика это завораживает! Я как зашел, сразу понял: да, я сюда хочу.
– У вас есть какие-нибудь детские воспоминания, связанные с красивой обстановкой дома или иного помещения, которая вас вдохновила? Какое-то место, которое до сих пор вызывает теплые ассоциации.
– В детстве, когда мне было лет пять, я попал в Массандровский дворец в Крыму. Меня мама таскала по всяким музеям, экскурсиям, и первым осознанным впечатлением, которое я запомнил, был этот дворец и его обстановка. Я настолько вдохновился! Тогда я понял, к чему я хочу приложить руку – создавать красивые вещи.
– Вы ведь пришли в проект «Фазенда Лайф» в качестве дизайнера, верно?
– Да, у меня на «Фазенде» было три проекта и несколько мастер-классов по декорированию предметов интерьера.
– Как вы считаете, обязательно ли человеку, который хочет что-то изменить в своем доме, прибегать к услугам дизайнера? Скажем, наша героиня, Ольга, внутренним убранством большинства комнат занималась сама, и у нее получилось обставить все со вкусом, хотя она не профессионал. Для чего вообще нужен дизайнер интерьера?
– Вы знаете, каждый должен заниматься своим делом: оператор должен снимать, дизайнер должен декорировать, придумывать что-то, проектировать, художник – писать картины, а сталевар – отливать сталь. Если вдруг у вас есть талант к декорированию своего помещения и какое-то внутреннее видение, то – пожалуйста, без проблем! Но зачастую, в 97% случаев, это заканчивается провалом. Если самому человеку нравится результат – это очень хорошо. Хуже, когда ему кажется, что он сам себе дизайнер, потом, на финише, он понимает, что это полная ерунда, начинает переделывать. И так до бесконечности: трата денег, времени, нервов – зачем? Люди учатся годами, для того чтобы ты не нервничал и не переживал, а просто пришел, высказал свои пожелания, заплатил деньги, посмотрел портфолио дизайнера и получил финальный результат.
– Хороший ремонт или красивая мебель в доме – это обязательно должно быть дорого? Сэкономить совсем не получится?
– Смотря что вы хотите. Надо понимать, для чего вам это нужно: выбросить через пару лет или передать детям обеденный стол, за которым они выросли, проводили воскресные обеды. Традиция передачи мебели по наследству утрачена. И, к сожалению, если ты хочешь что-то хорошее – будь любезен заплатить. Хочешь хорошую машину – заплати и купи ту, которая будет служить долго; хочешь хороший дом – значит, нужно строить из хороших материалов и хорошими руками. Так же и с мебелью – здесь нет чудес. Нельзя за три копейки купить себе гарнитур, с которым будут расти твои внуки, это невозможно.
– Какой из ваших проектов на «Фазенде» вам запомнился больше всего? Было что-то особенно сложное или необычное?
– Все три проекта были по-своему симпатичны, но мне понравился тот, где были камин и балюстрада. Я там занимался реставрацией.
– Я знаю, что вы очень трепетно относитесь к дереву, с которым работаете, и к мебели, которую делаете своими руками. Вы правда считаете, что дерево – живое?
– Конечно. В моей мастерской нельзя ругаться матом, потому что дерево все это впитывает. Никаких злых эмоций! У меня играет только классическая музыка. Дерево – это живой материал, и оно очень долго живет. Поэтому если вы покупаете на барахолке какой-то комодик (не дай бог с зеркалом!), который служил плохим людям – будьте готовы к тому, что вы принесете в свой дом плохую энергетику.
– Вы пытаетесь донести это до ваших заказчиков, как-то изменить их мировоззрение?
– Я всегда спрашиваю, откуда они взяли ту или иную вещь. Если говорят: «Мне от бабушки осталось», тогда хорошо – это семейная реликвия. Но бывает такое, что человек приносит, скажем, буфет: «Хочу отреставрировать, купил на барахолке». Я говорю: «А вы знаете, откуда он?» – «Не знаю, скорее всего, из какой-то раскулаченной семьи». Тогда я спрашиваю: «Куда вы хотите его поставить?». Некоторые клиенты хотят отреставрировать мебель и поставить ее не дома, а, скажем, в магазине, расставить там какие-то образцы. В таких случаях я тоже соглашаюсь и не отговариваю.
– Я знаю, что вы поклонник многих дизайнеров и направлений в интерьере. Есть какой-то стиль, который вам особенно близок?
– Конечно, это модерн! У русского модерна был короткий, незаслуженно короткий век... Скандинавский модерн – это вообще отдельная песня. К сожалению, это был такой маленький промежуточек – раз, и он закончился. Но этот стиль со мной гармонирует, в нем столько природы!
– Кстати о скандинавской мебели. Рискну предположить, что вещи, которые продаются в известной сети магазинов и пользуются большой популярностью в том числе России, вы настоящей мебелью не считаете...
– Нет, почему? Она не очень качественная в исполнении, но над ней тоже работают дизайнеры. Они в свою очередь «слизывают» идеи у еще более именитых дизайнеров, всю эту мебель унифицируя и удешевляя. Там тоже разрабатываются целые направления, стилистика. Прелесть этой мебели отчасти в ее парности: у них там два подсвечника, два стульчика – есть в этом какая-то такая заманчивая атмосфера. При этом там есть и какие-то неплохие вещи, которые долго прослужат. Правда, в основном это посуда.
– Значит, вы за то, чтобы изготавливать мебель только на заказ?
– Я – за индивидуальность. Когда приходят к тебе в гости и говорят: «О, я тоже такое в магазине видел», мне кажется, это немножко пошловато. Если есть возможность быть индивидуальным – будьте. Как бы это дорого ни было. Потому что мы все не настолько богатые люди, чтобы покупать себе одноразовые вещи. Купите себе хорошие стулья – на них вырастут ваши дети, а потом будут расти ваши внуки. Купите письменный стол, секретер, сделайте себе библиотеку, в конце концов: не просто полочки, а большую библиотеку с застекленными дверцами. Стыдно быть банальным и одноразовым. Это как одноразовые отношения. Я против такого.
Хотите увидеть, какую беседку построит «Фазенда Лайф» для Ольги Грушевской и ее родных? Смотрите выпуски программы, начиная с 25 августа, на телеканале «МИР».
Фото: Дарья Журавлева, МТРК «МИР».
Подробнее в сюжете: МИР на 18-й кнопке