ВДНХ отмечает юбилей. Самому знаменитому выставочному комплексу России – 80 лет. За эти годы он оброс бесчисленными легендами. Мифы и интересные факты о ВДНХ собрал корреспондент телеканала «МИР 24» Сергей Поляков.
Кульминационная точка ВДНХ – Площадь механизации. В 1967 году ее украшением стала ракета «Восток» – копия той, на которой Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. Инженеры секретных космических бюро каждый вечер опускали макет, а по утрам поднимали.
Подъем 40-метровой ракеты – процесс зрелищный. Он должен был впечатлить посетителей выставки, показать мощь советской промышленности. Это одна из версий. По другой – ракету каждый вечер укладывали, а с рассветом поднимали, опасаясь сильных порывов ветра. Мол, конструкция шаткая, может не выдержать.
Но есть еще и третья версия – техническая. Ракета на экспозиции на тот момент была явлением экспериментальным. Инженеры таким образом впервые изучали надежность системы крепежа за пределами Байконура.
«Это, наверно, все-таки обкатать эту систему. Ведь не секрет, что все торопились, всегда все к съездам, политическим датам, государственным датам. Ее обкатывали», – считает Евгений Лазарев, зампредседателя профсоюзной организации ВДНХ.
Центральный павильон, под цифрой 1. Здесь самая высокая точка выставки – 97 метров. И самая нижняя. Согласно одной из легенд, в главном павильоне ВДНХ расположен подземный бункер на 300 человек. То ли узел связи, то ли укрытие для партийной элиты.
В 2000-х объект открыли для посещений. Водили на экскурсию гостей выставки. Гиды рассказывали, что это «бункер Сталина».
«Если вдруг отключалось электричество, тогда нужно было крутить вот ту ручечку».
Однако позже экскурсионную программу свернули. Сегодня эксперты говорят: под главным павильоном выставки – небольшой подвал, а правительственный бункер – это миф, выдуманный экскурсоводами для туристов.
«Там действительно есть убежище гражданской обороны, которое предусматривалось во всех советских крупных зданиях на случай не обязательно атомной войны – на случай техногенных катастроф и тому подобное», – рассказал Павел Нефедов, историк ВДНХ.
Территория ВДНХ огромна – более 500 гектаров. Архитекторы тщательно обдумали последовательность осмотра выставки. Входная арка – центральная аллея – главный павильон – фонтан «Дружба народов» – и затем Площадь механизации. Эта логика заложена в планировку ВДНХ, и ей следует большинство посетителей, как в давние времена.
«Это мир без мобильных телефонов, без карт, без волонтеров. Это мир, где человек должен сам ориентироваться. Вы в Версаль приезжаете и идете от одного фонтана к другому. Вас определенным образом ведут по этому парку. То же самое и здесь», – пояснила Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры.
За 80 лет ВДНХ оброс многочисленными мифами и легендами, в которых совсем не нуждается. У него своя достоверная, богатая история. Масштабная реставрация возвращает выставке внешнее величие и наполняет новым смыслом.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»