Сегодня Ильин день. Удивительно, но именно день ветхозаветного пророка Илии, который известен как яростный борец с язычеством, сегодня оброс в миру самыми что ни на есть махровыми языческими поверьями, представлениями и ритуалами. Стоит только ввести поисковый запрос, и интернет тут же разразится десятками примет и указаний, что делать и чего не делать в этот день. Там будут отголоски и земледельческих культов, и народных фобий, связанных с грозой, молнией и водной стихией. И почти никто сегодня не скажет, чем же знаменит пророк, притом, что имя его хорошо знакомо даже атеистам.
Между тем, пророк Илия – одна из самых ярких фигур в ветхозаветной истории. Он родился в городе Фисвы три тысячи лет назад, в IX веке до Рождества Христова, во времена царя Ахава, при котором Израиль начал служить языческим богам Ваалу и Астарте.
Обличение ложных богов и нечестия народа Израиля и стало главным делом Илии. На горе Кармил он призывает жрецов Ваала свести огонь на жертвенник, и когда им это не удается, то Илия обращает свою молитву к Богу Яхве, вызывает небесный огонь и прямо у жертвенника казнит жрецов ложных богов.
Интересно, что в XX веке новомученик Русской церкви священник Анатолий Жураковский пишет в своем эссе «Илья Фесвитянин», что собственноручная казнь врагов и побег пророка в пустыню – скорее признак поражения, чем победы в этом бою. Ведь оружие пророка – это собственная жизнь и слово, обращенное к совести людей. Он видит, что дело его жизни ослабло, и переживает, что народ отвернулся от Бога. «Забыли израильтяне про договор с тобой, жертвенники твои разрушили, пророков твоих убили. Один я остался, но и меня они хотят убить».
Фото: общественное достояние
И Господь открывает ему величие своей Божественной любви. Он говорит, что не в стихии Бог, и не в землетрясении, а в «веяния тихого ветра».
Пророк Илия – первооткрыватель духа любви Божией. До этого Господь воспринимался народом почти исключительно как карающая сила, с помощью страха удерживающая людей от греха и заставляющая их повиноваться.
Библия сохранила свидетельство о том, что свое призвание пророк Илия исполнил. Его дар раскрылся с избытком в жизни не только самого Илии, но и его ученика пророка Елисея. Согласно библейскому преданию, Илия не умер, как все люди, но был восхищен на Небо живым на глазах Елисея: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо».
Фото: общественное достояние
Почему же пророк Илия так любим в народе и важен для христианской традиции? «Пророчества и для Ветхого Завета всегда были даже важнее, чем заповеди Моисея, – говорит ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Если исполняя заповеди, люди уберегались от греха, то пророчество открывало им духовную перспективу – судьбу народа. Да и сам Моисей был не только законодатель, но прежде всего пророк. Пророчества Ветхого завета важны для христиан, потому что они указывают на Христа и исполняются в нем. Если в древние времена пророчества относились к израильскому народу, то после Креста и Воскресения Христова они стали относиться с одной стороны ко всем людям, а с другой – лично к каждому христианину и его судьбе».
Илия, как и Моисей, не только древний пророк – они оба появляются не только в Ветхом, но и в Новом Завете, как непосредственные участники событий на горе Фавор, где состоялось Преображение Иисуса Христа. Они появляются перед апостолами и свидетельствуют о божественной сущности Спасителя.
Как сказал Александр Копировский, в своей земной жизни они сами пережили непосредственное общение с Богом, что для Ветхого Завета было абсолютно исключительным. Моисей не просто сочинил заповеди, подытожил что-то, но получил их прямо от Бога. А пророк Илия удостоился откровения не менее необычайного и глубокого, чем Моисей, когда Бог ему явился не в грозе, не в буре, не в землетрясении, а, как сказано в Третьей книге Царств, «в веянии тихого ветра» – как являются любовь, милость и мудрость.
В Новом завете есть не совсем понятное упоминание о святом Илие. Апостолам было известно древнее пророчество, что перед пришествием Мессии, Христа, вначале должен прийти Илия. На недоумение учеников Иисус говорит им, что Илия уже приходил: «Иоанн Предтеча – это и есть Илия», – говорит он. «Иисус говорит этим самым, что предшественник был, но его не узнали, потому что узнавать его нужно было духовно, сердцем, а не внешне, – поясняет Александр Копировский. – Если у вас есть духовная зоркость, если в вас есть свобода, тогда вы узнаете в Иоанне Предтече Илию. И тот, и другой призывали свой народ к покаянию и возвращению к Богу».
По словам ученого, даже в иконографии пророков Илии и Иоанна есть сходство, их изображают часто в одинаковой одежде: вывороченной мехом внутрь верблюжьей шкуре, волосы на голове Илии и Иоанна немного вздыбленные, и длинная борода.
Фото: общественное достояние
Сейчас народное почитание пророка Илии далеко ушло от своих библейских и христианских корней.
В нем видят чуть ли не громовержца Зевса на огненной колеснице. Но не видно, чтобы, упоминая Илию, люди вспоминали его главные уроки: о том, как легко потерять Бога и как трудно его вновь обрести. Как важны божьи люди на земле. Как сила Божья приходит в веянии того самого «тихого ветра» – как являются любовь, милость и мудрость.
Подробнее в сюжете: Русская православная церковь (РПЦ)