<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
16:03 07/08/2019

Город как сцена: вся правда об уличных музыкантах

Фото: Игорь Медведев © МТРК «Мир»

В одном конце улицы компания рокеров распевает песни Цоя, через несколько метров пожилой мужчина играет на весьма экзотическом инструменте, а еще чуть дальше скрипачка исполняет классику так, что ничуть не уступает выпускникам престижных консерваторий (вполне вероятно, что она принадлежит к их числу). Центральные улицы Москвы и других мегаполисов немыслимы без уличных музыкантов, и, к счастью, «бродячие артисты» не остались в прошлом. Более того, круг талантливых исполнителей продолжает расширяться, и многие из них в последние годы даже приобрели вполне официальный статус.

О том, как живется уличным музыкантам в Москве, почему многие предпочитают выступления на Арбате концертам в клубах и где можно играть легально, не рискуя быть остановленным полицией – узнавала корреспондент «МИР 24».

«В меня бутылками кидали, говорили: «Уйди!»

Старый Арбат – настоящая Мекка для артистов самых разных жанров. Здесь музыка не смолкает никогда. Иногда ты просто проходишь мимо, кому-то кидаешь пару монет в кофр, а некоторые люди играют и поют так проникновенно, что ты невольно останавливаешься и слушаешь с замиранием.

Ксюша Курилко – одна из тех певиц, которые без труда собирают вокруг себя толпу. Девушке всего 23 года, но на Арбате она поет уже почти семь лет. В 17 Ксюша ушла из дома, чтобы жить самостоятельно, и начала подрабатывать пением и игрой на гитаре. Девушка признается: когда впервые пришла на Арбат, знала всего четыре аккорда. Но страсть к музыке пересилила страх.

Фото из личного архива Ксении Курилко

Семья сперва не одобряла такой образ жизни девушки, но позднее, когда Ксюша достигла заметных успехов в музыке и стала этим зарабатывать, родные изменили свое мнение и приняли ее выбор.

Услышав, как она поет, многие будут уверены: Ксюши брала профессиональные уроки вокала. Как ни странно, это не так: девушка – чистой воды самородок.

«Я никогда ни у кого не училась, – признается певица. – Просто я очень много слушала других людей. Одно время я работала официанткой и баристой в разных барах, и последним моим местом работы был очень классный джазово-блюзовый бар «Массолит», где каждый вечер бывает огромное количество музыкантов. Естественно, я слушала их советы. Со временем любую критику я стала воспринимать как уроки и начала пробовать на практике. Плюс, я пыталась дотягивать до любимых исполнителей, пыталась подражать их голосам. И со временем мой голос поднаторел, я научилась сама им «лавировать».

Ксюшу и ребят, которые играют вместе с ней, можно встретить в разных точках Арбата почти каждую неделю. Многие поддерживают ребят материально, но, безусловно, музыка не является для них полноценным источником дохода, а, скорее, помогает реализовать себя и привлечь новых слушателей.

«С одной стороны, бывают дни, когда я [благодаря пению] за день получаю больше, чем работая официантом. Но такие случаи редки. Тем более, исполнять каверы на Арбате – это, конечно, здорово и весело, но всю жизнь этим зарабатывать я не хочу. У меня есть четко поставленная жизненная цель: стать одной из самых знаменитых певиц. И я не хочу стать ей благодаря каверам. Я хочу, чтобы люди слушали мое собственное творчество», – говорит Ксюша.

Фото из личного архива Ксении Курилко

«В заявлении написала: играла, чтобы купить шаурму»

Многие музыканты не ограничиваются игрой на улицах: людей с гитарами, усилителями и прочей техникой можно часто встретить в метро и электричках. Причем многие из них, как отмечалось выше – выпускники профессиональных музыкальных училищ, консерваторий и т.д., то есть настоящие профессионалы. А некоторые даже сами преподают музыку и пение.

Встреча с Варей Ворончихиной стала, пожалуй, самой неожиданной из всех, что когда-либо случались со мной в транспорте. Красивая девушка, исполнявшая кавер на песню «Zombie» группы The Cranberries, сразу привлекла мое внимание. Мы разговорились, обменялись контактами, а вскоре я узнала, что Варя – преподаватель вокальной школы в Москве.

Музыкой она занимается с раннего детства: впервые вышла на сцену, когда ей было всего пять лет. Варя – не единственный музыкант в семье. Ее мама преподавала в музыкальной школе, где девочка проучилась девять лет. 

«Впервые я выступила в электричке, когда мне было 19 лет. Повод был очень банальным – нужны деньги. Я поехала с подругой на Ярославский вокзал, оттуда и начались мои первые «гастроли». В первый раз у меня даже голова закружилась. Было страшно, я очень плохо играла на гитаре, но вытягивала все вокалом. Несмотря на все мои страхи, поездка оказалась удачной, люди меня подбодрили. Некоторые подходили и говорили, что у меня хороший голос. Потом я несколько раз пела в переходе и на улице, но уже не аккомпанировала себе сама, и мне было намного легче с поддержкой», – рассказывает Варя.

Несмотря на то, что сейчас у нее есть постоянная работа в школе, Варя не перестала петь в поездах. Эти мини-концерты помогли ей повысить уровень игры на гитаре и придали уверенности. Кроме того, каждая такая поездка приносит массу положительных эмоций.

«Большинство людей очень хорошо меня принимают и стараются поддержать. Недавно девушка подарила мне четырехлистный клевер. Это был один из самых приятных подарков, я ношу его в заграничном паспорте. Часто люди дают конфетки и всякие вкусности, если у них нет возможности поддержать другими способами. Такие знаки внимания самые приятные, ведь они – от души», – говорит девушка. 

Фото из личного архива Варвары Ворончихиной

Варя не скрывает, что пение в поездах является для нее не только полезной практикой, но и серьезным финансовым подспорьем.

«Несомненно, мне было бы очень трудно без такой подработки, – признается девушка. – У меня на работе все очень зависит от сезона. Я преподаю вокал в частной школе, и летом, когда люди уезжают в отпуска, с заработком становится туговато. Недавно у меня была самая финансово удачная поездка. В день, когда я особенно нуждалась в деньгах, мне кинули пять тысяч. Это было самое крупное вознаграждение за все время. Я, честно говоря, не ожидала подобного, хоть и слышала от коллег, что такое бывает. Хочу передать огромное спасибо тому молодому человеку! Приятно, что люди иногда оценивают мои старания так высоко!».

Несмотря на все плюсы и романтику такой жизни, ни для кого не секрет, что игра на улице и в других общественных местах часто оборачивается для музыкантов рядом проблем. Первая из них – это конфликты с полицией. К сожалению, деятельность уличных артистов в России до сих пор четко не регламентирована, поэтому некоторых забирают в отделение, у кого-то даже конфискуют инструменты. К счастью, в последнее время таких случаев становится все меньше.



«Честно говоря, с самой полицией в этом отношении проблем не было, – вспоминает Варя. – Когда мы играли в переходе с приятелями, к нам подходили полицейские и просили уйти. Возможно они были вправе нас задержать, но никогда этого не делали. Однажды нас все-таки задержали. Тогда мы играли и правда в совсем неположенном месте – в переходе, который ведет в метро. Там нужно специальное разрешение. Нас снял на видео какой-то мужчина, привел полицейского. Нас отвели в отдел при метро и сперва хотели отпустить с предупреждением. Но парень, который нас заснял, не успокаивался: он настаивал, чтобы нас, правонарушителей, наказали. Ну что ж, нам оставалось ждать, несмотря на то, что нам нужно было на работу, да и у сотрудников полиции могли быть дела поважнее. Часа полтора мы там точно просидели, насмотрелись на разных чудных людей, немного даже пожалели полицейских. Им приходится заниматься явно не той благородной работой, которую мы представляем. Несколько раз перед нами оправдывались: мол, извините, мы бы вас уже отпустили, но вот тот парень вас снял, так что придется посидеть». 

Закончилась эта история хорошо. Ребята хорошо пообщались с полицейскими, показали им видео со своих концертов, и некоторое даже подписались на их группу в социальных сетях.

«В итоге я получила свой первый административный штраф – сто рублей. В заявлении написала, что исполняла песню группы Bullet for My Valentine, чтобы заработать себе на шаурму. Это единственный забавный случай с органами, в остальном мне пока что везет», – смеется девушка. 

Фото из личного архива Варвары Ворончихиной

«Жить стало легче, но конкуренция зашкаливает»

Так где же все-таки можно радовать прохожих своим творчеством, а где это запрещено? Об этом я расспросила лидера рок-группы «Акулы», активиста движения в защиту уличных музыкантов Олега Мокрякова.

«В 2014-2016 годах в Москве были две главные «болевые точки»: Никольская и Арбат. На Никольской в 2014 году изобрели (и продолжили в 2015-м) аресты по статье 20.2.2 КоАП (организация массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка – прим. ред.). На Арбате задерживали и отбирали документы по другой статье – незаконной торговле (статья 171 УК РФ – прим. ред.). Все остальные поводы, которые изобретались еще 10-15 лет назад, а-ля попрошайничество, уровень шума – это все просто фантазии. Статьи за попрошайничество на улице у нас нет, статья за нарушение тишины и покоя граждан действует только с 11 часов вечера», – объясняет музыкант.

Олег и его коллеги запустили большую кампанию в защиту уличных артистов, и она имела успех. 

«Нас начали приглашать в разные высокие кабинеты, например, на круглый стол заседания Общественной палаты Москвы, – рассказывает Мокряков. – Результатом этих встреч стал проект по легализации уличных музыкантов в метро – «Музыка в метро». И спустя некоторое время появился еще один проект – «Музыка в городе», который сейчас переименовали в «Уличный артист».

«Музыка в метро» помогла многим артистам, которые теперь могут совершенно легально выступать перед тысячами людей, и ни один полицейский не сделает им замечание.

«В подземке музыканты были запрещены в связи с тем, что в метро действовал прямой запрет на получение какого-то дохода без официального разрешения. Какое-то время в правилах даже запрещалась игра на музыкальных инструментах, но потом это правило убрали. То есть сейчас уличные музыканты, которые прошли отбор, могут играть на специальных площадках на законных основаниях. Я считаю, что для музыки внутри метро достигнут очень серьезный прогресс», – утверждает лидер «Акул».

Фото из личного архива Олега Мокрякова

Конечно, здесь действует своя система отбора, и многие музыканты, которые не смогли пройти кастинг, продолжают выступать нелегально и часто подвергаются штрафам. На улице дела тоже обстоят не так просто.

«На Арбате, как и по всей Москве, есть точки, разрешенные для уличных музыкантов, – объясняет Ксюша Курилко. – Но, к сожалению, их [точек] очень мало, музыкантов много, а разрешенных площадок на каждую станцию метро, например, в центре – всего две. Там живая очередь, все на специальном сайте забивают себе место, иногда не успевают. Это очень неудобно».

Олег Мокряков отмечает, что, несмотря на трения музыкантов с полицией, которые до сих пор происходят в некоторых районах Москвы, жить уличным артистам стало гораздо легче. Но и число желающих поиграть на многолюдных площадках и завоевать внимание публики с каждым днем растет.

«Ребят, которые решили себя попробовать в уличной музыке, за последние годы появилось столько, что конкуренция просто зашкаливает. Резко у всех музыкантов снизился доход – не меньше чем в два раза. И теперь мои коллеги соревнуются друг с другом, как бы удивить публику, чтобы зрители остановились именно перед ним», – признается исполнитель.

Но, несмотря на все сложности, музыка продолжает звучать в самых разных уголках столицы, заряжая прохожих хорошим настроением на весь день.

«Вне зависимости от того, выступаешь ты на улице или где-то еще, будь ты музыкант или актер, ты в первую очередь зависишь от людей. Если ты такой музыкант, слушая которого, люди останавливаются, а в помещении на твой концерт никто не приходит, это значит, что есть, куда стремиться. Если ты действительно хороший исполнитель, которого люди знают, слушают, о котором ждут новости, тогда неважно – на улице или в зале, на тебя все равно придут и будут слушать», – уверена Ксюша Курилко.

Варя Ворончихина, которая совмещает игру в электричках с концертами в клубах, также не считает, что игра на улице – это что-то постыдное.

«Нет разницы, где выступать. Я считаю, что любой музыкальный опыт полезен. Хорошо, когда поддерживает и заряжает толпа, но два-три благодарных слушателя – это большая ценность! Люди, которые слушают, возможно и не подозревают, насколько они повышают настрой и помогают развиваться. Я настоятельно рекомендую всем, кто фыркает носом, глядя на людей, которые стараются достичь успеха нестандартными путями, вдохновляться, а не презирать. Я всегда восхищалась людьми, которые идут наперекор общественному мнению и добиваются своих высоких целей», – признается певица.