Президент России Владимир Путин подписал закон о статусе ветерана боевых действий для ополченцев Дагестана. Они сражались с боевиками в августе и сентябре 1999 года, когда бандформирования вторглись в несколько районов республики. Подробнее – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Чермен Улубиев
«Некоторые с вилами, топорами, подростки с камнями в углах, сараях прятались, в сеновалах. Если подойдет, сопротивляться. Старейшина решил так, не отдать село», – рассказал ополченец Абулаис Магомедалиев.
20 лет назад на защиту Ботлиха поднялось все село, вспоминает Абулаис Магомедалиев. Здесь проходила линия фронта. В Дагестан вторглись боевики Хаттаба и Басаева – 7 августа на рассвете они без сопротивления заняли спящие села Шодрода, Ансалта и Рахата. Около 2 тысяч бандитов разоружили местных милиционеров. Затем наемники захватили аулы Тандо, Ашино, Зибирхали.
Последним оплотом на пути к Ботлиху было высокогорное село. Жителям Годобери боевики обещали сохранить жизни. Говорили, жертв не будет, если террористов впустят в село и дадут вывесить на центральной мечети свой флаг. Но черное знамя боевиков на минарете так и не появилось.
Ополченцы отбили несколько вооруженных попыток захватить Ботлих. Воевали все.
«Здесь очень большие стратегические места. Они если бы захватили это село, одновременно бы взяли три района. И у них задача была перейти на Буйнакск, потом другие города и вот так у них даже карта была отмечена – почти весь Северный Кавказ», – указал Герой Российской Федерации Дибиргаджи Магомедов.
За успешные спецоперации Дибиргаджи получил заслуженную награду. А вот ополченцы, вставшие на защиту Ботлиха, до сих пор без наград и без статуса. Восстановить справедливость они попросили президента.
«До сих пор, хочу сказать вам, нет статуса участников боевых действий. Я бы просил вас, уважаемый Владимир Владимирович, разрешить этот вопрос не ради нас, не ради кого-то, ради будущего Дагестана и России, ради наших внуков», – сказал ополченец.
«Это делается несложно, нужно просто внести членов ополчения в соответствующий лист действующего в России закона, который позволит сразу же приравнять вас и ваших боевых товарищей по ополчению к ветеранам военных действий. Поручаю правительству сделать это, и сделать как можно быстрее», – отметил глава государства.
С ополченцами Путин впервые встретился в августе 1999 года. Тогда, еще премьером, он приехал в Дагестан.
«Что касается тех событий, я их запомнил на всю жизнь. Помню, как повели себя дагестанцы. Помню, как это происходило: когда главы поселений пришли к нашим военным, когда войска подошли и сказали: почему не бьете артиллерией? И командир наш ответил: там ваши дома, жалко, потому что поколениями в горах дома строятся. Вот и ответ меня тоже тогда поразил: не жалко, бейте», – вспомнил президент.
Читайте также: