Ставит на крыло. Москвичка спасает и выхаживает птенцов стрижей. А когда малыши оперяются, выпускает их на волю. Корреспондент «МИР 24» Анна Деркач узнала об особенностях жизни стрижей.
«Дети всегда хотят есть, поэтому они кормятся достаточно легко, кроме некоторых приверед», – говорит Алиса.
Стрижат она называет детьми. А как иначе, если Алиса отдает им все свое время. Раненых взрослых – лечить, маленьких слабых – выкармливать. В особо тяжелых случаях – делать это дважды в час. У самой на еду и сон давно нет времени.
«К сожалению, мне приходится все обнюхивать, потому что часть еды может сохранятся, в том числе яблоко, которое бродит в желудках, и спирт может просто убить птицу», – указала девушка.
Стрижи – настоящие гурманы. Питаются туркменскими мраморными тараканами и банановыми сверчками по 80 копеек за штуку. Выкормить одну птицу Алисе обходится в 3-4 тысячи рублей.
«Я не благотворительная организация, у меня нет ни финансирования, ни пожертвований. Основной спонсор – муж. Как он меня терпит, не очень понятно».
Сейчас дома у Алисы 45 стрижей. Вот этих привезли из Калужской области. Рабочие меняли крышу школы и разорили много гнезд. Теперь в заботливых руках Алисы им предстоит набрать вес и полноценно опериться.
«Когда перо растет, трубочки, соответственно, когда перо выросло, все эти трубочки сошли. То есть он готов лететь», – говорит Алиса.
Первого стрижа Алиса подобрала 10 лет назад в московском парке. Тогда и открыла для себя удивительный мир этих птиц. К нам они прилетают из Конго вить гнезда. В помете обычно четыре птенца. Правда, выкормить родители могут одного или двух. Остальные погибают, если их не подберут люди. Так специалист по маркетингу Высшей школы экономики решила стать профессиональным реабилитологом стрижей.
«Стриж – это единственная птица, которая на земле только бывает, она не приспособлена для земли вообще. Это венец эволюции в плане полета. На земле у нее только два дела – линька и дети», – указала спасатель стрижей Алиса Кавердина.
Откормленных и вылеченных птиц Алиса выпускает. В этом деле главное – удачный момент, хорошая погода – не меньше плюс 20 градусов – и время суток – три часа дня, когда хищные птицы наименее активны.
Итак, находим самую высокую точку, которая только возможна. Даем птенцу посмотреть, что вокруг нее нет никакой опасности – хищников, и разжимаем ладонь.
В первые секунды замирает сердце – лишь бы не упал. Хотя бывает и такое. Растерявшимся птенцам обязательно дают второй шанс.
Стрижи взлетают только один раз. Питаются и даже спят в воздухе. Только через полтора года подросший птенец приземлится, чтобы сменить оперение, а потом и свить гнездо. Хищники и погодные аномалии вредят популяции. Но в Москве уже целая группа спасателей этих удивительных птиц.
«Он лежал на асфальте на земле, ему было семь дней, как выяснилось. Сегодня был первый раз очень волнительно и до сих пор мандраж», – указала Анастасия Пичугина.
В этой компании Настя – новичок. Она профессиональный спасатель ворон и голубей. Первого в жизни стрижа отпускала со слезами. Всего на волю Алиса и единомышленники отпустили 26 птенцов. Двоих забрали обратно домой. Еще немного окрепнуть до следующего солнечного дня.
Подробнее в сюжете: Зверье мое