Самолет А321 «Уральских авиалиний», вылетевший сегодня утром из аэропорта Жуковский по маршруту Москва-Симферополь, совершил жесткую посадку в кукурузном поле. На борту воздушного судна находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. Через считанные минуты после взлета у самолета отказали оба двигателя. Благодаря мастерству пилотов лайнер удалось посадить в ближайшем кукурузном поле.
Основной причиной случившегося в авиакомпании назвали стаю птиц, попавшую в двигатели. К счастью, все пассажиры остались живы. По последним данным, во время экстренной посадки пострадали 55 человек, среди которых 17 детей.
Многие уже назвали эту посадку чудом, а эксперты похвалили пилотов за профессионализм. Почему птицы до сих пор являются одной из главных угроз при авиаперелетах и как экипажу А321 удалось не повторить страшную трагедию в Шереметьево, «МИР 24» узнал у специалиста по безопасности полетов, бывшего командира воздушного судна Александра Романова.
– Попадание птиц в двигатель самолета – одна из частых причин трагедий. Можно ли как-то решить эту проблему или хотя бы минимизировать риски?
– Ситуация даже усугубляется, потому что у нас [плохая] экология, как вы знаете – проблемы с мусором по всей России, и в Подмосковье, и в других районах. Бесконтрольно создаются свалки, какие-то несанкционированные мусорные полигоны, на которые слетаются огромные стаи птиц – на кормежку. Из-за этого часто даже над глиссаде воздушных судов (глиссада – траектория полета самолета, по которой он снижается, в том числе непосредственно перед посадкой; обычно глиссада начинается на высоте 400 метров и заканчивается на высоте 15 метров – прим. ред.), в зоне взлета и посадки образуются такие стихийные свалки. И птицы, естественно, прилетают туда, где есть продукты питания. Это нарушение всех нормативов воздушного кодекса, потому что в радиусе 15 километров запрещены все мусорные свалки, а если там есть продукты питания – то и до 30 километров. Но это все не выполняется. Для авиакомпаний одна из главных причин убытков – это именно попадание птиц [в двигатель самолета].
– Многие уже назвали посадку А321 настоящим чудом. Как вы оцениваете действия пилотов в данном случае?
– Я считаю, что героизма там не было. Был профессионализм и мужественное принятие решения, так как ситуация сложная. Но она отрабатываются на всех тренажерах, и все пилоты подготовлены к таким происшествиям. Они выполнили все необходимое в этой по сути обыденной, но более сложной ситуации, чем те, которые обычно происходят каждый день.
– Некоторые эксперты отмечают, что свою роль здесь сыграло и везение: для посадки нашлось ровное поле, куда смог сесть самолет. Можно ли назвать это редкой удачей?
– Вообще, как учит еще наша советская школа и ряд других: перед взлетом пилоты обязательно на память знают азимуты площадок, куда можно приземлиться в случае вот таких непредвиденных обстоятельств – отказов всех двигателей и т.д. Это должно оговариваться в процессе предполетной подготовки воздушного судна. То есть пилоты должны знать, куда в этом [экстренном] случае они будут производить посадку.
– Во многих источниках я обнаружила разные данные о вместимости Airbus A321: в среднем она колеблется от 180 до 220 пассажиров. На борту рейса «Уральских авиалиний» находились 233 человека, включая экипаж. Не был ли лайнер в таком случае перегружен?
– Перегрузка зависит не только от количества пассажиров. Я не знаю компоновки данного воздушного судна «Уральских авиалиний», но у самолетов А321 вместительность бывает разная, в том числе и больше 220 пассажиров. Я думаю, что рассматривать [причины происшествия] будет комиссия, но пассажиры не являются основной нагрузкой: там еще учитывается багаж, груз, топливо. Поэтому тут надо все тщательно рассматривать.