Наверное, нет такого человека в России, который бы не смог назвать хотя бы один фильм с участием Евгения Леонова. Он создал образ добродушного, комичного героя, за которым с интересом наблюдали люди разного возраста и социального статуса. О том, что Леонов в своей повседневной жизни такой же добряк-оптимист, ни у кого не возникало сомнений. Однако, на самом деле, знаменитый актер всю жизнь испытывал дискомфорт, он не мог ужиться с самим собой и в душе был очень ранимым, постоянно недовольным собой, трагиком.
Смотрите комедию Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» с Евгением Леоновым в главной роли в субботу 26 декабря в 13:50 на телеканале «МИР».
Евгений Леонов родился в семье инженера авиазавода и домохозяйки, старший брат Николай также работал с самолетами в должности авиаконструктора. Взрослые часто сравнивали маленького Женю с теленком и игриво трепали по щеке. Это очень обижало мальчика, ему не нравилась его неуклюжая походка и полноватая фигура, в душе он всегда мечтал иметь другую внешность, соответствующую его внутренним романтическим настроям.
«Какой теленок!» – восклицали взрослые.
Талант комедийного актера в нем разглядели еще в детстве – в четвертом классе его заметил режиссер, который и пригласил на съемки в кино как «смешного, пухлого мальчика». Но Леонов был настолько не уверен в себе, что в последний момент испугался, застеснялся и участие в фильме не принял. Хотя впоследствии ему удалось перебороть страх и начать заниматься в драмкружке при школе.
Фото: Мастюков Валентин/ТАСС
Война застала семью врасплох, когда мальчик окончил седьмой класс. Тогда он решил пойти по стопам своего отца и брата и устроился учеником токаря на авиазавод. После окончания войны Евгений поступил в Авиационный техникум, в это же время принимал активное участие в художественной самодеятельности. Отучившись всего три года, Леонов бросил колледж и решил поступить в драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии.
Для прослушивания Евгений выбрал одно из произведений Александра Блока – такого же, как и он, печального романтика. Когда неуклюжий, низкорослый и полноватый парень стал читать стихотворение «В ресторане», изображая страстного и рокового мужчину, комиссия не могла сдержать хохота. Евгений чувствовал себя униженным и сразу отправился на выход, подумав, что прослушивание провалено. Однако члены комиссии решили, что перед ними стоит отличный актер комедийных ролей и зачислили его.
Женя всегда болезненно воспринимал насмешки в свою сторону, которые «благодаря» такой внешности, звучали часто. Именно поэтому у него было мало друзей – когда в его адрес звучали шутки, Леонов просто уходил и прекращал общение.
В любви Евгению также не везло. Конечно, ведь все девушки мечтали о высоких, хорошо сложенных красавчиках. Женя был далек от идеала красоты и сам это понимал, поэтому попыток настроить свою личную жизнь особо не предпринимал. Известно о случае, когда на дружеской посиделке Леонову удалось уединиться в комнате с одной студенткой театрального. Женя попросил разрешения поцеловать девушку, но, услышав отказ, расплакался и убежал.
В карьере Леонову также не сопутствовал успех: после окончания театральной студии, он попал в Театр Станиславского. До 30 лет актер играл роли массовки – шоферов, слуг, изображал озвучку (талант к звукоподражанию потом сыграл отдельную роль в творчестве Леонова). Из-за отсутствия хоть какого-то успеха на личном фронте и театральном поприще, Евгений считал себя неудачником, и уже хотел уходить из профессии актера, пока в театре не сменился режиссер. Пришел Михаил Яншин.
Новый режиссер сумел разглядеть в Леонове нечто большее, чем простого массовщика. Он же и дал ему исполнить его первую серьезную роль Лариосика из «Дней Турбиных» – критики ликовали.
«Лариосик – существо душевное, чистое, непосредственное в проявлении чувств. Просто нельзя не любить и не жалеть его. Леонов гениально играет любовь», – вырезка из газет.
Яншин хоть и серьезно взялся за Леонова, но услышать от него похвалу, которая была так необходима Евгению всю его жизнь, оказалось невозможным. Наверное, именно это послужило тому, что актер до конца своих дней был не уверен в себе, ему всегда казалось, что он играет плохо, где-то недоигрывает.
Фото: Строков Михаил/ТАСС
Широкую известность Леонов получил в 1961 году, сыграв роль буфетчика Шулейкина в эксцентричной комедии «Полосатый рейс». Фильм сразу полюбился зрителям, стал лидером советского кинопроката 1961 года, впоследствии получил «Серебряный приз» на международном фестивале детских фильмов в Калькутте. Лента даже попала в историю кино как «первая советская обнаженка» из-за эпизода, в котором герой Леонова принимает ванну с пеной. В основу сценария легла реальная история: необходимо было перенести на экран цирковой аттракцион дрессированных тигров Маргариты Назаровой. Многие актеры отказывались от этой роль, ведь нужно было тесно контактировать с дикими животными, а это было опасно.
«Мы везли с острова Врангеля трёх медведей. Для цирка в Мурманске. Один выбрался из клетки и стал метаться по пароходу. Зверюги эти очень страшные. Кое-как, вооружившись пожарными шлангами, загнали его обратно…» – из воспоминаний одного из авторов сценария Виктора Конецкого.
Во время съемок фильма между актерами и тиграми обычно всегда ставили стекло, но в эпизоде, где буфетчик Шулейкин принимает ванну, перегородку пришлось убрать – оператор не мог выставить камеру так, чтобы стекло не давало блики. О таком нюансе Леонову решили не говорить, побоялись, что будет против. Поэтому, столкновение Евгения с мордой тигра было настолько неожиданным для актера, что он, забыв обо всем на свете, выпрыгнул из ванны и побежал прочь. Сам Леонов потом с юмором вспоминал эту ситуацию:
«Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, выскочив из ванны, поразила министра культуры Екатерину Фурцеву. Потом было много нареканий... Первый советский порнографический фильм. Ну, когда задом мелькаешь – все запоминают тебя».
Свою любовь и будущую супругу Евгений встретил в 31 год. Вместе с театром им. Станиславского он отправился на гастроли в Свердловск. В свободное время, гуляя по улицам, он приметил девушку, с которой решился познакомиться и пригласить на спектакль. У незнакомки оказалось необычное имя – Ванда, на приглашение она ответила уклончиво – обещала подумать и перезвонить. Поговаривают, что актер прождал звонка 20 часов, сидя в кресле у телефона. Все-таки, Ванда пришла на спектакль и даже приняла ухаживания артиста. Позже она уехала к актеру в Москву.
В качестве жены Ванда была идеальной хозяйкой – на столе всегда был вкусный обед, одежда выглажена, а в квартире чисто и уютно. Но Евгений хотел совсем другого, он хотел, чтобы его любили, обнимали, целовали. Ванда никогда не проявляла чувств, и, как сам признается Леонов, даже не обнимала его при поздравлении с днем рождения.
«Спасибо тебе, что позволяешь себя любить», – так Леонов часто говорил своей жене. К Ванде он относился с огромной нежностью и заботой.
Когда в семье Леоновых родился сын, Евгений обрадовался – наконец, всю нерастраченную любовь и нежность можно подарить ему. Он постоянно тискал и баловал его, привозил чемоданами подарки и никогда не ругал за хулиганство. К сожалению, мальчик Андрей, как и мать, не любил проявлять свои чувства и часто вырывался из отцовских объятий. В равнодушии жены и сына Евгений винил себя. Вместе с тем, тысячи детей Советского Союза мечтали о таком папе, как Леонов: после выхода программы «Будильник» с Евгением в качестве ведущего, артисту приходило много писем от ребят. В 1971 году, Винни-Пух в одноименном мультфильме заговорил голосом Леонова.
«Ты знаешь, это какое богатство – любовь. Правда, некоторые считают, что моя любовь какая-то не такая и от нее, мол, один вред», – писал в своих письмах к сыну Леонов.
Леонов сыграл во многих известных и полюбившихся советскому народу комедиях. Когда шли съемки «Джентельменов удачи», Евгений много времени проводил в Бутырской тюрьме, подглядывая в глазок за заключенными – так он готовился к роли Доцента. По-настоящему рад он был играть драматические, трагические роли, ведь они были близки его характеру.
Однажды Леонову попалась пьеса Александра Вампилова «Старший сын», и, как ему показалось, Сарафанов точь-в-точь схож характером с ним самим. Евгений даже собирался идти к министру культуры, чтобы его назначили на эту роль в театре. Но делать ему этого не пришлось, артисту позвонил режиссер Виталий Мельников и пригласил на съемки фильма. Сам Леонов говорил, что для него, это больше, чем просто роль, это было неким посланием для собственного сына:
Фото: Ковтун Анатолий/ТАСС
«Если я что-то не успел сказать сыну, мне бы хотелось, чтобы об этом ему сказал Сарафанов, потому что лучше Сарафанова никто не скажет».
В 1975 году Леонову пришлось со скандалом уволиться из Театра им. Маяковского. Новый режиссер Андрей Гончаров, который сразу невзлюбил Евгения и всегда ревностно относился к тому, что актеры театра играют в кино, однажды увидел Леонова в рекламе рыбы. Режиссер рассердился, собрал трупу и пустил шапку по кругу, чтобы собрать денег, мол, Евгений настолько бедствует, что опустился до съемок рекламы.
Обидевшись, Леонов ушел к Марку Захарову в Театр им. Ленинского комсомола.
Вместе с Театром им. Ленинского комсомола он поехал и в Гамбург на гастроли, где ему внезапно стало плохо. Как оказалось, Евгений перенес обширный инфаркт, а после операции еще один. В коме актер провел 28 дней. Все это время его жена Ванда и сын Андрей не отходили от него, ждали и верили в чудо.
Чудо случилось, Леонов вышел из комы и продолжил играть в театре и кино. Однако как оказалось, пересаженные артерии быстро изнашиваются, и действие операции было рассчитано всего на 8 лет. Евгений очень переживал по этому поводу, боялся умереть внезапно, поэтому не оставался один дома. Он также боялся, что у него может случиться приступ при прогулке с любимым внуком, и маленький мальчик останется один на улице, поэтому вылазки всегда были недолгими.
Актер ушел из жизни на 68 году жизни, 29 января 1994 года. Леонов тогда собирался на спектакль «Поминальная молитва», где должен был играть молочника. У Евгения оторвался тромб, он умер мгновенно. Никто из зрителей в тот день не сдал билеты. Все время, которое должен был идти спектакль, зрители простояли у театра со свечами, которые принесли из ближайшего храма.
Подробнее в сюжете: Новости кино