Первый в мире киновуз отмечает юбилей. 100 лет назад открылся ВГИК, колыбель великих режиссеров, актеров и операторов. Из его стен выпустились обладатели премии «Оскар» и лауреаты Каннского кинофестиваля. Корреспондент телеканала «МИР 24» Владимир Сероухов узнал, в чем секрет успеха этого учебного заведения.
Документальный фильм о ВГИКе почти готов. Выпускник 1970 года, оскароносный режиссер Владимир Меньшов смотрит почти готовое кино о родном вузе. Уместить сто лет истории в один час не получилось даже у него, и львиную долю хронометража он отдал главной эпохе.
«Золотым веком» ВГИКа был конец 50-х, 60-е годы, частично 70-е. Это те люди, которых ВГИК выплеснул в кинематограф, когда начали снимать много кино, все получили работу и очень многие смогли себя ярко проявить», – считает руководитель режиссерской мастерской ВГИКа.
Из ВГИКа вышли Андрей Тарковский, Карен Шахназаров, Леонид Гайдай, Михаил Швейцер и Сергей Бондарчук. Перечислять фамилии можно долго, смотреть их фильмы бесконечно. Операторы, режиссеры и актеры учатся здесь вместе и друг у друга.
«Во ВГИКе пять лет достаточно, чтобы обрести друзей, найти своего оператора, художника, режиссера, актеров, с которыми потом ты по жизни будешь идти в этой профессии», – уверен режиссер, сценарист Александр Котт.
«Чем отличается ВГИК от всяких возникших киношкол? Мы учим мастеров изображения, а не мастеров «сними мне картинку покрасивше», – отметил заслуженный деятель искусств РСФСР, член правления Союза кинематографистов России Игорь Клебанов.
Оператор Михаил Агранович вспоминает, как работал с камерой Конвас 1954 года выпуска. С отечественной пленкой у него было три дубля на эпизод, с импортной – всего два. И ведь справлялись.
«Это кассета, которая заряжалась пленкой в темноте. И вот так вот вставлялась в этот аппарат», – вспоминает Агранович.
Сегодня конкурс в институте жесткий. 4000 кандидатов на актерский факультет и 1600 на режиссерский. Это при цене 300-400 тысяч за учебный год. Диплом ВГИКа – все равно что путевка на большой экран.
«Я во всяком случае, когда так или иначе сталкиваюсь с молодыми специалистами, для меня очень важен диплом ВГИКа или какой-то другой. Диплом ВГИКа всегда в приоритете», – сказал народный артист России, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
Многие киновузы мира работают по методике института, многие только собираются. Преподаватели ВГИКа словно миссионеры от кино, делятся опытом ради чистого искусства.
«В Узбекистан приехали, 25 лет там не было вгиковцев. А сейчас они просто нас зовут. Попросили основать творческо-образовательный центр, очень ждут наших мастеров, чтобы мы помогли им возродить кинематограф. И так во всех странах», – указал ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова Владимир Малышев.
Сто лет – серьезный возраст. Время подводить итоги и смотреть в будущее. И некоторые педагоги ВГИКа уверены, что нас неизбежно ждет новая волна талантливых кинематографистов.
Подробнее в сюжете: Новости кино
Читайте также: