Министр экономического развития Максим Орешкин назвал главными условиями перехода на четырехдневную рабочую неделю в России повышение доходов и производительности труда. По его словам, только когда эти составляющие будут достигнуты, сокращение рабочей нагрузки станет возможным.
«Главным условием изменения в трудовом законодательстве является, в первую очередь, на первом этапе, достижение более высокого дохода населения и высокого уровня производительности труда. Именно это открывает возможность для практической дискуссии как в части четырехдневной рабочей недели, так и других трудовых инноваций, которые могут быть в регулировании трудовых отношений в нашей стране», – сказал он журналистам на Восточном экономическом форуме.
ВЦИОМ провел социологический опрос, в ходе которого выяснилось, что 49% россиян не поддерживают предложение о сокращении трудовой недели. Основная причина – страх потерять часть дохода. Что может случится с зарплатой, если работать придется четыре дня вместо пяти, выяснила корреспондент «МИР 24».
Позицию Орешкина считает убедительной президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин. Именно повышение производительности труда, которое приведет к повышению доходов граждан, может стать поводом для введения четырехдневной рабочей недели.
«Россия не дотягивает в производительности труда до европейских стран. Для того, чтобы еще сильнее не ударить по производительности и соответственно по зарплатам работников, министр считает преждевременным разговор о четырехдневной рабочей неделе. Вероятность, что в ближайшее время такая норма будет введена, отсутствует. Для чего начали говорить об этом, пока непонятно», – сказал он.
Если рабочую неделю сократят до четырех дней в сегодняшних условиях, то доходы упадут, считает эксперт «Международного финансового центра» Дмитрий Иногородский.
«Все это разговоры в пользу бедных и из разряда утопии. Максим Орешкин все правильно говорит. Четырехдневная рабочая неделя возможна только при наличии высоких доходов с высокой производительностью труда. Производительность в России на 20-30% ниже чем в Европе, поэтому такая инициатива применима только в теории. Если же она все-таки будет реализована, то повлечет за собой снижение и без того низких доходов, потому что в России принято платить не за производительность, а за часы», – сказал он.
С другой стороны, возможность работать четыре дня в неделю может стать реальной, так как нагрузка на сотрудников выросла, а зарплаты – нет. В этом случае сокращение рабочих часов может рассматриваться как компенсация.
«Нагрузка на людей выросла: за то же количество дней, что и раньше, работники делают намного больше. Реальные доходы населения сейчас не увеличиваются, и в такой ситуации выходом как раз может стать сокращение трудовой недели при сохранении уровня производительности», – отметил руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк.
«Если такие изменения будут приняты, скорее всего, в трудовом законодательстве появится запрет на сокращение зарплаты при переходе на четырехдневную рабочую неделю. В случае реализации инициативы будет переходный период, причем длительный, чтобы работодатели и граждане могли адаптироваться к изменениям», – пояснил Лесняк.
Напомним, впервые об идее сократить рабочую неделю до четырех дней высказался премьер-министр Дмитрий Медведев. В начале июня он назвал переход на четырехдневную рабочую неделю возможной перспективой и поручил Министерству труда и социальной защиты озвучить до конца сентября свою позицию. На данный момент идею поддержала Федерация независимых профсоюзов.
Подробнее в сюжете: Экономика