00:01 15/09/2019

Лесной супергерой: как лесник-экстремал выживает в сибирской тайге

Из архива Игоря Шехоркина

Игорь Шехоркин – отважный работник лесоохраны из Красноярска. Отважный он потому, что не только записывает познавательные видео про походы в лес для своего YouTube-канала, где ставит опасные эксперименты, но и знает, как не паниковать в непредвиденной ситуации. Игорь четыре года проработал в лесхозе в родном городе. Сейчас он трудится на любимой работе,а  в свободное время снимает видео для своего блога, которые помогают многим людям.

Ко Дню лесника, который отмечается 15 сентября, «МИР 24» решил узнать у Игоря Шехоркина, кто такой современный лесник, удавалось ли ему повстречать на своем пути медведя и какой самый опасный эксперимент ему пришлось пережить.

– Игорь, расскажите, такая любовь к лесу и природе у вас с детства?

– Да, конечно, с детства. Многие дети увлекаются природой, им нравится ходить в лес с родителями. Но, видимо, моя тяга оказалось сильнее, чем у остальных, раз я решил связать свою жизнь с лесом. В лесоохране я работаю уже семь лет, на данный момент решил даже завести свой блог.

– Для тех, кто не смотрел: о чем ваш блог?

– Мои видео доносят единственную мысль: «Люди, не повторяйте моих действий»! Главное, удачно сходить в поход, за грибами и вернуться назад, всегда нужно помнить о том, что нас всех ждут дома. Очень много людей пишут мне слова благодарности за то, что чему-то научились, что теперь им не так страшно ходить в лес. Одно из моих самых важных видео, как я считаю, это ролик о том, как вести себя с клещами. В итоге – десятки тысяч поблагодаривших людей. Кто-то даже хотел деньги перечислить, но я их отговорил. Однако анонимные платежи все равно были. Немного, но были.

– Есть какие-то основные правила выживания, которые должен знать каждый человек? Как ориентироваться в лесу?

– Правил очень много. Я рад, что МЧС оповещает население о них с каждым годом все чаще и чаще. Мои же же методы не совсем адекватные, если можно так сказать.

Но если говорить в общем, самое главное правило – брать в любой поход снаряжение, хотя бы спички. Если посмотреть на статистику, в основном к смерти приводит переохлаждение. Спички в кармане – это 80-90% того, что вас найдут живым!

– По какой причине чаще всего гибнут люди в лесах?

– Помимо переохлаждения, есть случаи, связанные со слабым здоровьем. Например, больное сердце. Поэтому человек должен готовиться к любому походу. Обращаю внимание, к любому, даже к самому простому. Когда идете в знакомые места, все равно нужно соблюдать элементарные правила: брать с собой источник добычи огня, медикаменты, еду. Обязательно сообщать родственникам, куда направляетесь.

– Кто вообще такой лесник? Мне кажется, что многие не знакомы с этой профессией, и лесник представляется как что-то мифическое: пожилой, бородатый мужчина-отшельник, такой своеобразный Дед Мороз.

– Сейчас лесник – это вполне современный человек. Даже по моим наблюдениям: в лесоохране работает очень много молодых ребят! Опытных, «бородатых», так сказать, конечно, тоже хватает.

– На своем канале вы любите ставить различные эксперименты: ночевка в сугробе, ночь зимой в лесу без снаряжения, ночевка в сырой одежде без костра и снаряжения… Какой из этих экспериментов был самым опасным?

– У меня не только эксперименты с ночевками и со своим здоровьем. Все, что показано в видео, могло закончиться походом в один конец. Абсолютно все довольно рискованно.

Самый опасный эксперимент (этого, наверное, многие не знают, я никому не рассказывал) был тогда, когда я ночевал в дереве. Я был полон энтузиазма, под впечатлением того, что люди летом (!) умирают от переохлаждения. Ушел в знакомое место, но выходить хотел по-другому, заодно собирался снять видео «Как я выбираюсь из тайги». К сожалению, камера села, а зарядить было нечем. Из леса я выбирался двое суток; шел дождь, я промок насквозь. В итоге удалось потом выйти на дорогу.

– Было страшно?

– Страшно не было, было непонятно, сколько мне предстоит идти. Я думал, что дойти получится быстро, но получилось так, что на пару дней задержался.

– Вы принимаете участие в поиске пропавших в лесах людей?

– К сожалению нет, сейчас в поисках участия не принимаю. В связи с работой не получается выходить с группами. Но я знаком со многими волонтерами, у меня даже порой спрашивают совета. Приятно, хоть я и не эксперт по выживанию.

– Как складываются отношения лесников и диких животных?

– В моей практике отношения с живностью всегда складывались хорошие, стараемся не конфликтовать. За все время я четыре раза выходил на медведя и всегда удавалось избежать нападения.

– Как вести себя при встрече с дикими животными?

– Тут выхода два: либо напугать, либо самому удалиться. Но сразу кричать и делать резкие движения не нужно. Нужно брать с собой какие-нибудь защитные средства: баллончики, фальшфейеры, петарды. Но лучший вариант для меня – это идти по лесу и показывать медведю, что я здесь, что ему лучше не выходить – песни петь, громко разговаривать, иногда взрывать петарды, издавать звуки металла, железа.

– Ходят ли лесники на охоту?

– Тут все зависит от человека. Может быть, охотники меня не поймут, но я считаю это психическим расстройством. Мне бы хотелось запретить охоту на законодательном уровне. Как говорил директор Новосибирского зоопарка Ростислав Шило: «Все живое на земле имеет право на жизнь! Природа принадлежит всем! Любите и берегите ее!».

– Приходилось ли Вам когда-нибудь спасать зверей?

– Сейчас мы регулярно устраиваем рейды по выявлению и уничтожению запрещенных капканов. Да и сколько лесных пожаров удавалось ликвидировать или локализовать! Если с капканами счет животных идет на десятки, то с пожарами можно уверенно сказать: спасенных животных – тысячи.

Фото: Из архива Игоря Шехоркина