В Казахстане борются с недобросовестными продавцами уличной еды. Только в Алматы в этом году зарегистрировано около 350 случаев пищевых отравлений. С подробностями – корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Козлов.
В мегаполисе перекус на ногах – уже стиль жизни. Для горожан это сытно, для предпринимателей выгодно. Однако главное – не попасть к недобросовестным продавцам.
«В этом году выявили 72 киоска, которые работают без разрешения. Они занимаются и реализацией, и изготовлением продуктов питания. Это самсушные, донерные и так далее. Из них 19 удалось ликвидировать, остальные по-прежнему продолжают работать», – рассказала руководитель Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг города Алматы Айзат Молдагасимова.
Основная часть незаконной торговли выявлена на рынках. Люди, как правило, не спрашивают лицензию. Купили и ушли. Да и в случае отравления не многие обращаются в больницы. Поэтому недобросовестные предприниматели уходят от ответственности.
«Объекты питания 50 и меньше посадочных мест относятся к незначительной степени риска, и они как бы особому контролю и проверкам не подлежат. Согласно предпринимательскому кодексу, их проверки особо не касаются. Только по жалобам и так далее. В таких случаях их проверяют», – отметил санитарный врач санитарно-гигиенического мониторинга Куаныш Амантаев.
В сетевых компаниях ситуация лучше. У них свои центры обучения, продукты закупают на определенных базах. К проверкам санэпидемиологов там привыкли.
«Нельзя кого попало выпускать на стритфуд. Сюда должны выходить люди с опытом работы, с опытом работы непосредственно в общественном питании. Люди, которые не просто представляют, а знают изнутри, что такое санэпидемнормы», – рассказал учредитель сетевой компании уличной еды Константин Авершин.
Покупать фастфуд в маленькой палатке или в сетевой компании, каждый решает сам. Специалисты же напоминают: злоупотреблять калорийной едой на бегу опасно для здоровья.
Единственное, что тревожит предпринимателей – готовящийся мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Мораторий на три года предложил ввести президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. В своем послании народу страны он обозначил этот пункт как ставку на ускоренное развитие малого и среднего бизнеса.