19:27 15/09/2019

Электросамокаты: быстрые, тихие, смертельно опасные

На смену автомобилям уже идут электросамокаты и другие двухколесные транспортные средства. Новые устройства появляются так быстро и с такой частотой, что просто не попадают в правила дорожного движения. Корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Бажайкина пообщалась с теми, кто ездит по городу с ветерком, и с теми, кто мечтает их притормозить.

Человек на самокате на оживленной трассе в Минске в общем потоке машин – уже привычная картина. Еще пять лет назад таких было единицы, теперь они повсюду. Для дорожных полицейских самокатчики сродни самоубийцам. Скорости огромные, защиты ноль, контроля, по сути, тоже никакого. Этот тот случай, когда технический прогресс опережает здравый смысл и даже инстинкт самосохранения.

«Самокат, как мотоцикл и вообще любое двухколесное транспортное средство, имеет свойство уходить в воблинг - это, когда самокат трясет. Но в целом этот транспорт – один из самых безопасных, экономных и экологически чистых», – отмечает владелец электросамоката Алексей Алпанов.

Также электросамокат легкий и быстрый, а потому опасный. Но что не запрещено, то разрешено. В салонах электросамокаты рекламируют просто: «быстрый, как машина», «дешевый, как велосипед». 

Ответственности никакой – ни за себя, ни за других. Документы на него не нужны. Хотя даже на мопеды с объемом двигателя от 50 кубиков в России требуют права М1. При этом классический мопед больше 50 не потянет. Электросамокат же легко разгоняется до сотни. Может потому в Москве и Минске новый вид проката кикшеринг набирает обороты быстрее каршеринга.

Стремление «немного полихачить» нередко оборачивается больничной койкой. А ведь ехал меньше 40, вспоминает Денис. Электросамокат налетел на кочку, а дальше десятки швов, штифты и шурупы в костях, костыли. И это только первый этап. Весной предстоит новая операция с заменой части сустава на металлический протез, а потом годы реабилитации.

«Я уже кататься не буду. Всем настоятельно рекомендую быть аккуратными», – говорит пострадавший Денис Аксой.

Сколько их таких – врачи не знают. Явление это новое, поэтому, по сути, статистики никакой.

«На электросамокатах получают, прежде всего, травмы конечностей. Когда падают на бок, получают ушибы и ссадины нижних конечностей – в частности,  в области тазобедренного сустава, колена и лодыжек», – констатирует заведующий приемным отделением 6-й городской клинической больницы Виктор Сташевский.

Сергей Рогулин удар головой об асфальт уже испытал. Но с любимым самокатом расставаться не захотел. Купил шлем и защиту. Уверен, это спасет в случае чего.

«Свой самокат я разгонял до 95 километров в час. Сейчас есть самокаты, которые после тюнинга едут под 120. Я точно на таких ездить не буду», – говорит владелец электросамоката Сергей Рогулин.

Медики и правоохранители в один голос говорят: никакая защита не спасет в случае ДТП. Причины три. Водитель не только не видит человека на самокате, но и даже не воспринимает его всерьез. Для большинства людей это сродни велосипеду. Самокат не только не видно, его электродвигатель еще и бесшумный. Формально водитель элекстросамоката никакой не водитель, по закону – он пешеход, просто очень быстрый. Более того: если под колеса такого агрегата попадает прохожий, то получается, что пешеход сбил пешехода. Полицейские оформляют не ДТП, а побои.

«Если водитель самоката наехал на другого пешехода и сбил его с ног, то будет ответственность, в том числе уголовная, потому что это нанесение тяжких телесных повреждений, которые повлекли недееспособность человека», – поясняет депутат Государственной думы, член Комитета по транспорту и строительству Александр Васильев.

В России понятия «электросамокат» не существует. Значит, регулировать пока нечего. Проверить, пьян самокатчик или нет, дорожные полицейские в России тоже не имеют права.

В Беларуси ограничения по электросамокатам уже отправили парламентариям. Скоростные аппараты обозначат как «средство персональной мобильности». По сути, это новый вид транспорта, ездить на котором можно только по пешеходным зонам со скоростью не больше 25 километров в час.

«Если человек использует устройства, которые позволяют развивать скорость больше 25 километров в час, то они будут запрещаться к эксплуатации, за нарушение будет грозить административная ответственность», – говорит официальный представитель управления Госавтоинспекции МВД Беларуси Станислав Соловей.

Все куда строже в Казахстане. Там электросамокаты приравняли к маломощным скутерам. Регистрировать их не надо, но вставать за руль запрещено тем, кому нет 16.

«Велосипеды, мопеды и электросамокаты двигаются по велодорожке. В случае ее отсутствия – по правому краю проезжей части, в том числе по полосе маршрутных транспортных средств», – отмечает начальник отдела управления административной полиции департамента полиции города Нур-Султан, подполковник полиции Нуржан Адилов.

Пока только Казахстану удалось хотя бы частично решить проблему. На очереди другие страны Содружества.