13:24 22/09/2019

Покорные красотки в прошлом: почему мульт-принцессы не ищут принцев, а сами спасают мир

ТАСС

По статистике мужские персонажи мультфильмов говорят в три раза больше, чем женские. Вывод сделали ученые-лингвисты после анализа разговоров рисованных героев, но нашлись анимационные истории, где все наоборот, передает «МИР 24». Так, в ленте «Рапунцель» разговоры девушек занимают 74 процента экранного времени, а в «Храбрая сердцем» – больше половины. Вообще, в последние годы роль слабого пола в мультфильмах изменилась: принцессы больше не ищут принцев, они чаще спасают мир. Дела сердечные ушли на второй план, а на первый вышел характер героинь.

Оптимистична, независима и мечтает сделать мир лучше. Джуди Хопс – кролик из «Зверополиса» – идет наперекор предрассудкам и добивается своего. Преодолев все трудности в полицейской академии, она все же получает значок и раскрывает громкое дело. Расскажи такой сценарий мультфильма ребенку лет 20 назад, реакция была бы неоднозначной.

До середины прошлого столетия на нас с экранов смотрели покорные красотки. Чего стоит Белоснежка 1937 года – несвободная женщина, ее место на кухне! Девушку выгнали из королевства, а возвращаться и отстаивать свои права она не собирается. На смену Белоснежке приходит Золушка – она уже может изменить свою судьбу, но все еще зависима от мужского общества.

Первые бунтарки появляются в анимации после 60-х, в том числе и в советской: Дюймовочка отказывается выходить замуж за сына Жабы, сбегает от Крота и, наконец, находит свое счастье. Жить по правилам не собирается и заграничная Русалочка. Да, она влюблена, но уже способна на поступки. Но вот кто действительно отстаивает свою позицию и совершает подвиги, так это Мулан – девушка выдает себя за мужчину, вместо отца идет на войну, побеждает врагов и спасает страну.

«Такое заострение внимания на женских образах в мультипликации происходит из-за актуальной повестки. Это эпоха – мета, когда женщина теперь может за себя постоять словом, в первую очередь. В контексте дискурса о феминизме, об ущемленных правах женщин и появлении кучи феминитивов – например, «режиссерка» и «авторка» – это стало модно. И большим анимационным компаниям нравится попадать в эту повестку: мы модные, мы занимаем эту нишу», – говорит кинокритик Дмитрий Барченков.

С этих пор принц для принцессы больше не цель номер один. Рапунцель не поддается флирту Флина Райдера, он для нее лишь средство на пути к исполнению своих желаний. Тоже происходит и с Эльзой из мультфильма «Холодное сердце». Она – королева, а не замкнутая девочка. Волевая и сильная. 

В российской анимации примеров сильных героинь куда меньше: то ли наше общество пока к этому не готово, то ли просто недостаточно новых сюжетов. Попытка показать отважных женщин прослеживается в мультфильме «Три богатыря». Жены русских супергероев Настасья Филипповна, Аленушка и Любава играют не главные роли, но если появляются на экранах, то обязательно кого-то спасают. Например, своих любимых или даже все царство.

«Самая крутая – это Настасья. Любавушка простовата, но в своей простоте очень обаятельна. А Аленушка – журналист. Мне кажется, что в современном мире, хотя мы мультфильмы делаем про старину, все равно считываем все эти знаки. В современном мире женщина должна занимать более серьезную роль, чем ту, к которой мужчины привыкли», – отметил директор студии «Мельница» Александр Боярский.

Хватает ярких и самодостаточных героинь в отечественных мультсериалах «Фиксики» или «Сказочный патруль», но на этом, пожалуй, все. Российской анимации еще только предстоит шагнуть в ногу со временем, а оно больше не рисует образ слабой героини. И, вероятно, скоро в мультфильмах появится та самая русская женщина, что коня на скаку остановит и в горящую избу войдет.