17:35 25/09/2019

Как из глины сделать деньги: кахетинский лайфхак

МТРК «Мир»

Кахетия. Телави. Село Вардисубани. Двор, где живет Заза Кбилашвили – самый известный в округе мастер по изготовлению квеври, здесь знает каждый. Заза – гордость села и самый востребованный умелец. Потомственный «квеврщик» уже два десятилетия создает традиционные сосуды для хранения вина. Теперь их можно встретить не только в Кахетии, но и далеко за пределами колыбели янтарного напитка – в России, Молдове, Германии, Франции, Италии и даже Чили.

«Грузинский способ настаивания вина в квеври сейчас вызывает интерес во всем мире. В Кахетию приезжают иностранцы и пытаются освоить наши технологии. Квеври есть только у нас. Поэтому если они решаются у себя заниматься виноделиям по грузинским методам, то им нужны сосуды. Вот и забирают», – делится Заза Кбилашвили.
 

Профессию не выбирал

Со своей будущей профессией Заза определился еще в школе, во втором классе. Тогда ему было 8 лет. Летние каникулы. Во дворе вовсю кипит работа. Отец и дед занимаются обжигом уже готовых квеври. Зазу посылают за глиной. Идти не очень далеко – гончарная глина, которую называют комовой, в селе Вардисубани на каждом шагу. Вместе с соседской ребятней Заза собирал, наполнял ведра и приносил глину во двор. Однажды Заза решил сам сделать небольшую амфору. Получилось. С тех пор у мастера руки в глине. На заработок не жалуется. Говорит, что на жизнь хватает. В последнее время у Зазы во дворе много гостей – приезжают туристы. Он проводит мастер-классы по гончарному делу и дегустацию вина собственного приготовления в квеври, сделанных своими руками.

От карликов до гигантов

Кстати, квеври бывают разных размеров. От маленьких – на 100-200 литров до гигантов, которые вмещают 6-8 тысяч литров вина. Однако самый популярный объем – полторы-две тысячи литров. У квеври есть дальние родственники: армянский карас, греческий пифос и среднеазиатский хум.

«Квеври имеют форму конуса. Чем больше емкость, тем дольше идет работа. Я называю процесс строительством. Квеври создается слоями – по десять сантиметров. Верхние слои должны присохнуть к нижним. И так раз за разом, шаг за шагом, пока не дойдет до горловины», – рассказывает Заза Кбилашвили.

Родная доменная печь

Готовые квеври ждут своей очереди на обжиг. Это самый горячий этап создания сосуда. Причем, как в прямом, так и в переносном смысле. Печь из себя представляет кирпичный домик, в него и замуровывают сосуды. Температура поднимается до тысячи градусов. Обжиг длится несколько дней, после чего квеври должны остыть. И в это время их нельзя «беспокоить».

Долина квеври

Поляна во дворе у Зазы напоминает загадочную долину, повсюду квеври. Они уже готовы к работе, то есть к заполнению янтарным напитком. Внутреннюю часть сосуда обрабатывают пчелиным воском - своеобразным антисептиком. Снаружи гигантскую амфору покрывают тонким слоем цемента. Это для амортизации. Дело в том, что квеври в погребах (марани) закапывают по горловину в землю, и при опускании их можно повредить. Для того, чтобы этого избежать, необходимо укрепить поверхность, ведь треснутый квеври никому не нужен.

«Я помню только два случая, когда квеври повредили. И это была вина тех, кто торопился. Первый случай произошел в дороге, машина неудачно притормозила. Второй раз был уже в марани. Хозяин неудачно опустил квеври в землю, спасти работу не удалось. Было очень обидно», – вспоминает Заза Квилашвили.

Срок эксплуатации бесконечен

Мастер дает гарантию. При правильном уходе за квеври он может прослужить несколько тысячелетий. Звучит амбициозно, но факт – грузинские археологи в разных регионах находят сосуды для хранения вина, которым 3-5 тысяч лет, и все они – как новенькие. Главное, правильно чистить квеври. Для этого используются специальные щетки. В большие квеври опускают лестницы, для того, чтобы можно было добраться до дна и аккуратно его обработать. «Квевречисты» есть в каждом селе и их специально приглашают в погреба. Сейчас, когда в Кахетии идет «ртвели», сбор урожая винограда, в погребах готовят квеври для молодого вина. Оно будет готово только зимой, а пока кахетинцы угощают гостей янтарным напитком из своего «золотого запаса».