10:43 27/09/2024

Крестовоздвижение: в чем суть праздника и как его отмечать?

27 сентября все православные верующие отмечают праздник Воздвижения святого и животворящего Креста Господня, или коротко Крестовоздвижение. Это один из 12 самых значительных праздников православного года. Он отмечается в честь обретения – после трех столетий поисков – великой святыни: Креста, на котором был распят Иисус Христос.

На иконах, фресках и миниатюрах, которые посвящены воздвижению (поднятию) Креста Господня, как правило, изображены двое – равноапостольные император Константин Великий и его мать Елена. Они были причислены к лику святых в том числе за то, что именно их стараниями был найден этот Крест. О том, какие главные смыслы несет в себе праздник Крестовоздвижения, в интервью MIR24.TV рассказал священник Георгий Кочетков.

Отец Георгий, прежде всего хотелось бы вас спросить, почему так важно отмечать православные праздники, в чем их предназначение?

Священник Георгий Кочетков: Церковные праздники очень помогают нам поставить главные вещи на свое место, чтобы ничто второстепенное не сдвигало их с него. В этом смысле церковные праздники имеют огромное значение, если только мы способны их правильно понять, воспринимать не как декоративное начало в жизни, а как указание на откровение, обращенное прямо в наше сердце.

Когда человек приходит к вере, когда он приходит ко Христу – что это значит? Только одно: что человек должен открыть свое сердце для Христовой любви. Крест есть символ трагической судьбы любви в этом мире – мире, лежащем во зле.

Человек не может стать христианином, если он не откроет своего сердца силе христианской любви, которая способна объять собою весь мир и каждого человека. И надо быть готовым принять в свое сердце каждого, независимо ни от каких человеческих разделений и различий. Людям это дается непросто. Многие, даже называющие себя христианами, такой любви не имеют.

Хуже того, мы хорошо знаем, что дары Божьи человек может потерять. Человек может в какой-то важный момент своей жизни принять Христа в свое сердце, может встретиться со Христом, что означает не что иное, как встретиться с полнотой Христовой любви, и начать приносить плоды этой встречи. Но он же может оказаться неверным, он может потерять эти дары и не приносить плодов.

Есть такое выражение «нести свой крест». Так обычно говорят о неизбежных тяготах, доставшихся в жизни. Обязательно ли жизненный крест связан со страданиями?

Г.К.: Многие христиане вместо того, чтобы взять крест на свои плечи, с удовольствием вешают его символ, знак на свою грудь, думая, что это и делает их христианами. Но к кресту нельзя относиться как к оберегу. Сила креста – в любви, в доверии, в надежде, в освобождении, которых все мы чаем.

Редко кто понимает, что нести свой крест и умножать свой талант, то есть свой дар от Бога, а не зарывать его в землю – это одно и то же.

Это значит, что умножение в нашей жизни любви, свободы, вдохновения, то есть усиление прямого действия Божьего в ней происходит тогда, когда мы не замыкаемся на себе, на своем и своих, какими бы идеальными они иногда нам ни представлялись, когда мы готовы разделить с Богом путь наибольшего сопротивления. Мы это очень хорошо чувствуем, когда нам приходится в трудные моменты поступать по правде и по совести и преодолевать страх, закрытость, недоверие, скупость.

Если человек старается жить по-божески и по-человечески, то крест как бы врастает в его жизнь: как вертикаль – очищение и углубление ума и сердца, роднящие его с Богом. И как горизонталь, соединяющая его с другими людьми.

Если человек знает и исполняет свое призвание, свой дар, берет на плечи крест, то он, конечно, разделяет и тяжесть Христова пути. Но сам Господь сказал: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». И кто связывает крест со страданиями и мукой, но не знает радости и света крестоношения – тот, скорее всего, и страдания понимает неверно, слишком по-житейски.

Мы с трудом вмещаем тайну креста, с трудом соглашаемся на то, что составляло радость и счастье христиан первых веков. Мы боремся за земное счастье и часто думаем, что от всякой печали, особенно от того, чтобы отдавать свою жизнь, свои силы для другого, лучше укрыться, чтобы это счастье не отпугнуть и не разрушить. Но жизнь показывает как раз обратное. Орудие жестокой и позорной казни – Крест стал знаком Воскресения, то есть знаком победы любви над смертью. Да, настоящая любовь всегда идет путем узким, трагическим, и Крест Христов – это, повторю, символ трагедии любви в нашем падшем мире.

В нашем обществе, прошедшем через эпоху атеизма, не так велик процент горячо верующих людей. Так неужели и сейчас мы должны так близко к сердцу принимать все это, равняясь на первых христиан?

Г.К.: Христос приходит к народу Израиля в самое трудное время, время оккупации, потери своей земли, свободы, культуры и самое главное – во время, когда оскудела вера в Бога и люди искали опоры и решения проблем на путях политики и других внешних сил. В такие времена пропадает единство и доверие друг к другу: простого народа к власти и духовным лидерам, а власти и этих лидеров – к народу. Но, понимая, что спасение народа невозможно без покаяния и возрождения веры, Христос говорит только об этом. От Него готовы принимать исцеления, хлеб, чудеса, но обличение в том, что народ забывает Бога и предает Его, готовы отнести к себе немногие. И немногие готовы учиться у Христа, довериться и идти за Ним до конца, потому что немногие по-настоящему верят, что Христова Любовь сильнее смерти и что Крест – это уже начало Воскресения.

И сегодня точно так же нужно понимать, что не взяв на себя свой крест, нельзя исполнить заповедь Христову. В прошлые века христиане часто стремились к благочестию, но это была хоть и актуальная, но еще ветхозаветная задача – исполнить заповедь как закон. И многим казалось, этого достаточно, в этом якобы и есть христианство – жить благочестиво, не грешить. Но XX век жестко все поставил на свои места. Он показал, что этого мало.

Он показал нам, что действительно побеждает тот человек, который живет в силе Христовой любви, который несет свой крест. Можно разрушить тело, можно отнять у человека все, можно его унизить и растоптать, но он снова восстанет, если в нем осталась хоть капля этого эликсира жизни, который исходит от Христова Креста. Нельзя убить Христову Любовь – она вечна!