3 октября в 8.40 на телеканале «МИР» смотрите телесериал «Петрович». Главный герой – бывший сотрудник прокуратуры – по выходе на пенсию на пару со своим помощником открывает адвокатскую контору. Они не только защищают людей, но и проводят собственные расследования самых запутанных дел. В этом уникальность их работы: если адвокаты найдут доказательства виновности клиента, то на защиту конторы он рассчитывать не сможет. Трофим Петрович Стрельцов сознательно идет на риск: для него главное – остаться верным себе и своим принципам.
Адвокат – профессия противоречивая. Он оказывает квалифицированную юридическую помощь людям, попавшим в неприятное, а зачастую и совсем бедственное положение. Считается, что впервые профессия адвоката возникла еще в Древнем Риме. Тогда главным было уметь хорошо говорить и убеждать. Если хотите окунуться в судебную систему древности и познакомиться с мастером ораторского искусства, то вам к защитительным речам Горгия, а мы решили собрать самые распространенные стереотипы о современном адвокате. Развеять мифы или подтвердить их нам помогли действующие адвокаты.
Наталья Тарасова, адвокат: Адвокат действительно должен быть здоровым циником и уметь отключать эмоции для трезвой оценки обстоятельств дела. В целом, это касается работы не только адвоката – вообще эмоции в юриспруденции скорее мешают, чем помогают выполнять свои обязанности. Можно отметить и профессиональную деформацию адвокатов: со временем появляется «броня» и «защита от идиота».
Роман Шишкин налоговый консультант, партнёр ООО «Хопфен консалтинг», кандидат юридических наук: Некоторые считают адвоката циником, который не вникает в суть проблем клиента. Особенно распространено такое мнение в сфере семейных отношений (развод, раздел имущества, определение места жительства ребенка). Дело в том, что там возникают конфликты, которые имеют ярко-выраженный эмоциональный оттенок. Адвокат не может поддаваться давлению эмоций и должен руководствоваться исключительно нормами права. В данном случае прагматичный подход к оценке ситуации принесет большую пользу для клиента, нежели разговор «по душам».
Наталья Тарасова: Вряд ли можно так обобщать критерии выбора клиентов для всех адвокатов, так как это все-таки решается индивидуально. Я зачастую выбираю клиента с интересным делом или действительно требующего помощи. При этом заведомо проигрышные дела, отталкивающие клиентов, или просто неинтересные для меня дела я не беру, и вопрос денег не является первичным.
Роман Шишкин: Схожий миф связан с мнением, что единственной задачей адвоката является заключение договора и получение денег. Было бы не до конца честным говорить, что адвокаты являются ярким примером альтруизма, но ставить их в пример меркантилизма также не верно. Адвокат заинтересован в оказании такой консультации, при которой клиент повторно обратится к нему за юридической помощью и будет рекомендовать его своим знакомым. Поэтому вопрос оплаты является важным, но не первостепенным в рамках заключения договора с доверителем.
Александр Татаринов, адвокат, партнер консалтинговой группы G3: Конечно, адвокату приходится работать с различными категориями людей, бывает, что среди них попадаются не самые приятные личности, но ошибочно считать, что у профессионального адвоката напрочь атрофировано чувство справедливости или совесть, поэтому он готов представлять интересы кого попало, лишь бы платили деньги. Это не так. Наоборот, добросовестный специалист исходит из позиции, что каждый человек имеет право на защиту и отказывать ему в этом – нарушать основные принципы гуманизма. Другой вопрос, что все мы люди и испытываем различные эмоции, которые могут мешать выполнению профессионального долга. Многие адвокаты осознанно отказываются вести уголовные дела, занимаются сугубо гражданскими делами и преуспевают в этом.
Наталья Тарасова: Вряд ли с этим можно согласиться. Во-первых, профессионалов, как и везде, на самом деле не так много. Кроме того, адвокаты, как и врачи, имеют специализацию зачастую очень узкую. Также контакты своего адвоката часто передают родственникам и знакомым, то есть работает «сарафанное радио». Поэтому настоящий профессионал без работы никогда не останется.
Роман Шишкин: Не так давно статистика учебных заведений показывала, что значительная доля студентов выбирает юридическую и экономическую специальность. В связи с этим возникали обоснованные опасения относительно будущего трудоустройства. Главный вопрос, которой должен возникать при этом – качество подготовки специалиста. Рынок предложений по оказанию юруслуг достаточно широк. Например, юридическое образование позволяет трудоустроиться в широком круге отраслей (юрист in-hous, консалтинговая компания, советник руководителя, собственный бизнес, преподавание в вузе и т.д.).
Наталья Тарасова: Здесь также все индивидуально и зависит от многих факторов. Так, дела, с которыми работает адвокат, могут быть очень разными, соответственно, и оплата за них серьезно отличается. Стоит отметить, что и расходы у адвокатов немалые. В целом, опытный адвокат получает достойно, выше среднего. Очень много денег зарабатывают единицы – самые известные из адвокатов.
Роман Шишкин: Было бы не совсем корректно говорить, что адвокаты зарабатывают очень много денег. Клиент всегда оценивает сумму вознаграждения в зависимости от собственного дохода и проецирует это на свой вид деятельности. Но при этом в стороне остается другая сторона медали, когда необходимо оценить помощь и возможные риски несвоевременного обращения к адвокату.
Александр Татаринов: Некоторые адвокаты имеют хорошие гонорары. Например, в Москве час работы хорошего и, что немаловажно, известного защитника может оцениваться в 30-40 тысяч рублей, но в столице свое ценообразование. Для регионов эта цифра колеблется в районе 8-12 тысяч, составление процессуальных документов оценивается по отдельным тарифам. Конечно, часовая ставка – это больше формальность, так как в действительности адвокат затрачивает на дело гораздо больше времени, чем указывает в выставляемом клиенту счете. Некоторые категории дел могут вестись вообще бесплатно, это одно из важных и уважаемых в профессиональном сообществе направлений работы.
Если говорить о гражданских делах, то здесь существует так называемый гонорар успеха, когда представитель получает помимо фиксированной оплаты еще и небольшой процент от выигранной суммы. Надо понимать, что суммы споров в таких делах могут составлять несколько миллиардов рублей и ответственность, возложенная на адвоката, очень велика. Поэтому хороший адвокат, имеющий специализацию и богатый подтвержденный опыт зарабатывает достаточно денег, чтобы иметь возможность развиваться в своем деле и работать с теми клиентами, которым он будет максимально полезен. Не стоит забывать, что по закону адвокат по сути приравнен к предпринимателю и несет все издержки: это и аренда, и налоги, и отчисления в фонды, и взносы из собственного кармана.
Наталья Тарасова: Конечно, в настоящее время институт бесплатных адвокатов нуждается в серьезных изменениях. Зачастую это формальная деятельность, без реального интереса и желания защищать интересы своего клиента. Но все же сказать, что бесплатный адвокат и прокурор – это одно и то же, нельзя, так как хотя бы формально, но адвокат приведет доводы в защиту клиента.
Александр Татаринов: Адвокат по назначению чаще всего участвуют в определенных категориях дела. Например, преступления, совершенные иностранными гражданами или лицами, которые ни имеют никакой иной возможности защитить себя. Важно понимать, откуда взялся миф о том, что адвокат по назначению заодно с обвинением. Раньше таких адвокатов вызывал сам следователь, а это уже говорит о некой связи следствия и защиты, логично что лояльные защитники были в его записной книжке на первой странице. То, что адвокат по назначению работает бесплатно – тоже неверно, он получает оплату в зависимости от часов, которые затратил на работу по делу, но опять же эти часы ему проставляет либо следователь, либо суд, что косвенно может свидетельствовать о заинтересованности адвоката в сохранении хороших отношений с органами следствия.
Сейчас в ряде адвокатских палат существует правило, по которому адвокаты назначаются самой палатой. То есть существует специальный реестр, куда внесены адвокаты. Когда гражданину требуется защитник, следователь звонит уже не своему знакомому, а в палату, которая присылает адвокатов в порядке очереди, что делает процедуру назначения защитника более прозрачной. Конечно, оплата защитника по назначению меньше ставки платного адвоката, и она никак не зависит от качества работы, что ожидаемо сказывается на мотивации защитника. Существуют примеры адвокатов по назначению, которые очень хорошо работают по делам своих подзащитных, но чаще всего это молодые специалисты, которые нарабатывают практику или адвокаты, желающие получить опыт в определенной категории дела.
Наталья Тарасова: Вряд ли здесь стоит делать акцент на виновности подзащитного. На практике адвокаты выбирают клиентов по разным критериям. Это и обстоятельства дела, и видимые перспективы, и отношение к ситуации, и личность подопечного. Все зависит от комбинации этих факторов и субъективного отношения к ним конкретного адвоката.
Александр Татаринова: Работа адвоката состоит в том числе в том, чтобы защитить права своего клиента в ходе следствия и суде. Говорить о том, что адвокат защищает исключительно невиновных, неправильно, иначе мы подвергаем сомнению профессионализм следственных органов. Да, часто бывает, что защитнику удается доказать невиновность своего клиента еще на стадии следствия, тем самым помочь расследованию не сбиться с верного пути, но если дело попадает в суд, то скорее всего приговор будет обвинительным, об этом говорит статистика судебных решений. Доля оправдательных приговоров не превышает 0,5%. По закону адвокат не может отказаться от защиты своего клиента после заключения соглашения, а получить какие-либо детали до того, как вы получите статус защитника, бывает крайне сложно. Поэтому формально защитник может отказаться представлять интересы доверителя, но основывается это решение будет скорее на внутренней интуиции, а не на фактах и материалах дела.
Наталья Тарасова: Всегда стоит помнить, что каждый имеет право на защиту, а в России к тому же действует презумпция невиновности, то есть называть кого-либо преступником до того, как в его отношении вступит в силу обвинительный приговор, неправильно. Причем, задача адвоката не только в том, чтобы оправдать клиента, но и в том, чтобы его права не нарушались ни на этапе расследования, ни в судебном заседании. Вопрос отношения к виновности подзащитного – это вопрос субъективный для каждого адвоката.
Роман Шишкин: С точки зрения общества, сфера уголовного процесса является наиболее острой, так как подчас речь идет о защите убийц и серийных маньяков. Необходимо учитывать, что адвокат пытается смягчить ответственность клиента, а итоговый вердикт и меру наказания определяет суд.
Александр Татаринов: В круг задач адвоката не входит установление виновности или невиновности своего подзащитного, разбираться в этом вопросе может только один орган в нашей стране, это суд. Так уж сложилось, что мы живем в правовом государстве, и каждый гражданин имеет право на защиту. Адвокат работает над тем, чтобы его подзащитный, пусть даже признанный виновным, получил наказание соразмерное совершенному преступлению. В нашей судебной системе существует принцип состязательности, согласно которому суд разрешает спор на основе состязания самих его сторон, доказывания самими заинтересованными сторонами оспариваемых фактов. Поэтому для установления истины и вынесения справедливого решения роль защитника также важна, как и роль обвинения.
Наталья Тарасова: В целом, с этим утверждением можно согласиться, но опасных профессий много, и адвокат – только одна их них. Это связано с тем, что адвокат имеет дело со значимыми объектами (свобода, имущество, права), которые и могут привести к различным попыткам повлиять на его деятельность, воспрепятствовать ей и т.д. Но нельзя сказать, что насилие по отношению к адвокатам является повсеместным явлением.