В роли здания российского МВД – резиденция венгерских королей, а в роли Москвы – Будапешт. Как так получается, что мы смотрим иностранное кино о Москве, но столицу на экране не видим? Этим грешат многие зарубежные кинорежиссеры. Все потому, что снять Москву в Европе дешевле. Какие города снимались в роли российской столицы и насколько нелепо при этом выглядели – в репортаже «МИР 24».
Ломанный русский и огромное количество ляпов сделали фильм «Красная жара» культовым в СССР. Сцена в московском кафе «Дружба» на самом деле снималась в европейском ресторане, как и большая часть фильма. Если в роли русского полицейского Ивана Данко – Арнольд Шварценеггер, то в роли Москвы снимались Прага и Будапешт. Единственная настоящая сцена это Шварценеггер, идущий по Красной площади. Эксперты до сих спорят, удалось ли режиссеру получить разрешение на съемки у стен Кремля?
Остальные кинематографисты, вероятно, решили не тратить время на согласование и стали снимать Москву не в Москве. Поэтому фильмы запестрили стереотипами о российской столице, а зритель за рубежом принял все за чистую монету.
«У города две функции: первая – он создает атмосферу фильма, а второе – это мы видим через фильмы, как режиссер, как нация, к которой он принадлежит, воспринимает Москву и Россию в целом в определенный промежуток времени. У них есть художественная ценность, и они ради нее жертвуют географией, законами физики и логики», – заметил кинокритик Марсель Македонский.
Например, в боевике «Хитмэн» есть эпизод с российской столицей, но он полностью снят в Софии. В кадр постоянно лезут надписи на болгарском языке. Экшн-сцены перенесли в другой город и в «Крепком орешке». В пятой части мы видим российский флаг с перепутанными полосами и погони по столице. Правда, улицы не узнать. Это понятно – Москву изображает Будапешт. Кадр со взрывом Спасской башни потрепал нервы поклонникам Тома Круза. Сцену снимали в павильоне в Канаде и дорабатывали с помощью компьютерной графики. На остальных «московских» кадрах красуется Прага.
Подмену локаций кинематографисты объясняют не ленью, а отсутствием системы рибейта. Это когда с потраченных на съемки денег создатели получают налоговый вычет. Такие законы есть в европейских странах. Кроме того, иностранные кинопроизводители не могли справиться с российской бюрократией, однако с недавних пор в столице начала работать Московская кинокомиссия, а значит, режиссерам больше не придется получать кучу согласований в разных местах. Оформление документов и организацию съемок полностью берут на себя специалисты комиссии.
«К нам поступило более 320 заявок, а всего произведено более 600 киносъемок при содействии кинокомиссии. Довольно приличный объем. Среди этих картин было 15 иностранных проектов. Всем известный мини-сериал «Чернобыль» снимали несколько дней в Москве, только что вышел фильм «Yesterday» Дэни Бойла - несколько дней заявочные планы снимали в Москве. Нам очень важно, чтобы все, что происходит в Москве, снималось в Москве. Чтобы Москва представала такой, какая она есть, не создавала новые стереотипы», – рассказала ответственный секретарь московской кинокомиссии Светлана Максимченко.
Съемками Москвы за пределами Москвы грешат и российские кинематографисты. Например, в мини-сериале «Апостол» эпизод со столицей 1942 года перенесли в Минск, а создатели сериала «Мастер и Маргарита» решили, что Санкт-Петербург больше похож на Москву 1930-х годов, чем сама Москва. Но совсем скоро на больших экранах красивых столичных локаций станет больше. Прогуливаясь по ВДНХ или спускаясь в метро, будьте готовы попасть в кадр голливудского фильма. Больше дублеры Москве не понадобятся.
Подробнее в сюжете: Новости кино