Американский художник Джефф Кунс из ныне живущих самый дорогой. Он славится своими работами из нержавеющей стали. Художник покрывает ее цветным глянцем, чтобы скульптуры производили впечатление невесомых. В этом году одна из работ Кунса «Кролик» ушла с молотка на аукционе за 91 млн долларов. Если раньше «надувную» технику Кунса высмеивали даже эксперты, то сегодня в ней находят глубокий смысл и значимость, сообщает телеканал «МИР 24». Какие еще произведения искусства XX века вызывают сомнения и все же являются шедеврами?
Современное искусство порой понять совсем невозможно. Все эти ромбики, брызги, инсталляции с мусором вызывают больше недоумение, чем признание. Лишь относительно недавно «Черный квадрат» Малевича широкая публика стала воспринимать как произведение искусства. Почти 100 лет споры о значимости картины не утихали. Одни говорили, что Малевич – шарлатан, другие – настоящий провокатор.
«Он считал, что эта картина может стать тиражным элементом, знаком, который, например, его ученики нашивали на рукава своей одежды или ставили как печать. Обычно еще очень интригует зрителей сохранность картины, которая, из-за того, что на ней появились кракелюры, то есть трещины, дает представление о том, что картина написана не за один раз», – рассказала старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.
Под черной краской – еще два слоя. Сквозь трещины можно разглядеть сияющую палитру разных цветов. Эксперты полагают, что Малевича чем-то не устроили первые две композиции, и он их закрасил черным. Таким образом Малевич заявил, что прежнее искусство умерло, пора творить новое. Это значит, что художник не должен копировать реальность – он может создать свой собственный мир. За эту революционную мысль «Черный квадрат» и называют шедевром.
Чуть раньше Малевича создавать свой, отличный от классической живописи, мир стал Пабло Пикассо. Взять, к примеру, его «Авиньонских девиц», где женщины разобраны на множество геометрических фигур. В свое время даже друзья художника осудили картину. Впрочем, с нее, как считают искусствоведы, начался кубизм – совершенно новое направление в искусстве XX века. «Авиньонские девицы» в результате повлияли на огромное число художников и архитекторов, поэтому в ее значимости уже давно никто не сомневается. Но разглядеть, что же на ней изображено, многие не могут.
Больше 30 лет смущает людей работа английской художницы Трэйси Эмин «Моя кровать». Рядом с постелью разбросаны бутылки водки, сигареты и нижнее белье. Этой инсталляцией Трэйси отобразила свою депрессию. Что же в ней необычного, спросит зритель. Во-первых, этой работой Эмин показывает саму себя и то, что творится у нее в душе. А ведь говорить о себе не принято у чопорных англичан. Во-вторых, она как бы намекает, что когда мы научимся осознавать свои личные проблемы, мы тоже сможем выражать свои мысли как художник. В этом и есть ценность «Кровати» – в ее уникальной идее.
«В произведении искусства главное – идея. Если мы возьмем всем известный «Фонтан» Марселя Дюшана, мы увидим, что на самом деле автор задавался вопросом: может ли обычный предмет стать произведением искусства? Он на самом деле доказал, что выбор художником предмета, который он заносит на территорию искусства, ценен сам по себе», – отметила куратор художественных проектов Елена Куприна.
Дюшан для своего высказывания взял обыкновенный писсуар. Художник даже придумал целое направление – реди-мейд, то есть «готовое изделие». Английские искусствоведы назвали «Фонтан» самым великим произведением XX века, ведь Дюшану удалось разорвать традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу.
К слову, одна из копий «Фонтана» 20 лет назад была продана на аукционе Sotheby's за 1,7 млн долларов. Если мечтаете так же прославиться, имейте в виду – просто назвать сантехнику шедевром недостаточно. Чтобы с вами считались в мире искусства, нужно иметь репутацию мастера, свежую идею и большое портфолио. Лучше, если ваши работы уже кому-то понравились, и этот кто-то купил их за шестизначную сумму.
Подробнее в сюжете: Культтуризм