СевКабель порт – модное арт-пространство на берегу Финского залива. Это одно из популярных «хипстерских» мест на карте Петербурга. В одном из бывших цехов завода появились многочисленные кафе и прогулочная зона с видом на вантовый мост. На первом этаже бывшего кабельного цеха – скейт-площадка, на втором – война, разруха, беженцы, солдаты…
Две тысячи квадратных метров команда «Невский баталист» превратила в панораму о Великой Отечественной. Десять залов. Каждый посвящен отдельному эпизоду войны.
«Метраж нужен был для того, чтобы раскрыть смысл, раскрыть историю. Ведь мы через призму одного человека, через его повествование показываем зрителю дороги войны, дороги ЕГО войны», – говорит автор проекта Дмитрий Поштаренко
Человек, от имени которого идет повествование, это вымышленный персонаж, учитель истории. В 1941-м он жил в белорусской деревушке, в самом обычном деревянном доме с печкой, старой кроватью и столом. За окном - небольшой сад, березы. Пришел враг: дом разрушили, березу срубили, а во дворе поставили огневую точку.
Павел аккуратно воссоздает лицо красноармейца. Работа может занять и три дня и несколько недель, ведь главное – передать эмоции.
«Приходится серьезно думать, размышлять, вживаться в образ, переживать это и мысленно представлять модель, которую ты будешь создавать. Потом ты вкладываешься, делаешь предварительный эскиз и говоришь: «ага, получилось!», – говорит Павел Грешников.
Над созданием панорамы работали несколько десятков человек. Прежде, чем приступить к работе, скульпторы создают макет, на котором можно увидеть всю мизансцену. Затем подбирают декорации, создают персонажей. Последними в дело вступают костюмеры. Здесь важно правильно подобрать каждую деталь и не перепутать, например, офицерский ремень и солдатский. Мария теперь, кажется, знает все про униформу и красноармейцев, и солдат вермахта.
Все эти гимнастерки Маша нашла у знакомых или купила. Несколько месяцев каждые выходные она проводила на блошиных рынках.
«Интереснее взять то, что уже изношено, потому что это естественная фактура. Мы можем сделать ее своими руками, но это будет неправдоподобно», – делится секретом работы Маша.
Практически по каждому костюму она консультировалась с историками или же внимательно изучала хронику и фотографии. На создание образа одного манекена уходит несколько дней.
Прежде чем начать работу над экспозицией, авторы прочитали десятки тысяч официальных документов, писем с фронта, воспоминаний ветеранов. Поэтому практически каждая история здесь реальная.
Например, Николай и Юрий Бойковы - отец и сын. Отец взял из дома охотничье ружье и приехал к сыну во вторую дивизию народного ополчения. Они сражались плечом к плечу и погибли в одном бою 8 августа 1941 года.
В зале с беженцами стоит манекен женщины с ребенком на руках. Она «списана» с прабабушки автора проекта Дмитрия Поштаренко. Женщина жила в Шлиссельбурге и бежала оттуда, когда немцы были за несколько километров от города.
«Она рассказывала, как прабабушка кормила ее и ее сестренку, пережевывая хлеб. От немцев они бежали в села», - вспоминает Дмитрий
Анна Королёва – художник. Она пытается передать уникальный оттенок кожи каждого героя. Многое зависит от ситуации. Если это лес, то кожа темнее, если переправа через реку, то должна блестеть:
«Обычно я беру какой-нибудь референс, смотрю сравниваю, пишу. И сама что-то придумываю, опираясь на свой опыт написания маслом. Он дает мне большие возможности при росписи портретов здесь»
Иногда натуру находили там, где ее совсем не ожидали. Оружейник на заводе в Туле напоминает одного из рабочих, строивших панораму. А станок достался в «наследство» от кабельного цеха. Оружие, ящики из-под снарядов, гильзы от патронов – все реальные артефакты. Их обнаружили в местах боев поисковики.
Картины на стенах разрушенного дома в Сталинграде тоже настоящие. Автор – авангардист начала ХХ века Розалия Рабинович. Такая «выставка в выставке» своего рода приманка для зрителя, раскрывает секрет Дмитрий Поштаренко.
В Сталинградском зале зритель оказывается внутри полуразрушенной школы, попавшей под танковый обстрел. На самом деле, представленный танк сделан из дерева и пенопласта. Айгуль – опытный реконструктор. Для нее это не первая выставка и далеко не первый немецкий танк. Она за считанные минуты может «нарисовать» сварные швы – обычной монтажной пеной.
Несколько десятков кубометров фанеры, немного бетона, пластика, два месяца работы и в бывшем цеху завода выросли Кавказские горы. Сначала им придали блеск, затем полили клеем и засыпали пенопластом.
Про битву за Кавказ авторам проекта рассказал реальный участник сражений. Интервью с ним они записали несколько лет назад. Поэтому в этом зале не абстрактная собирательная битва, а вполне конкретный бой 16 декабря 1942 года, в котором и принимал участие Михаил Михайлович Бобров.
Если с горами все было хоть и непросто, но понятно, то над тем, как показать форсирование Днепра, авторы долго ломали головы. В итоге реку сделали … из бетона, в который закатали людей, лодки, бочки, коней. И время будто застыло. На зрителей это производит сильное впечатление.
«Переживая такие моменты, вспоминая об этом, ты чувствуешь себя частью чего-то великого», – говорит Дмитрий Сандаков
«Я не ожидала увидеть в столь хипстерском месте, как в СевКабеле, такую мощную панораму. Эмоции очень сильные, даже зашкаливают, здесь все как по-настоящему. Идешь и чувствуешь, насколько это было страшно и тяжело», – делится эмоциями Анастасия Тарасова.
Фото: Евгений Хайдей
При создании панорамы авторы часто опирались и на хронику. Самая известная фотография – Евгения Халдея. Момент создания знаменитого снимка и запечатлен здесь на панораме. Вот сам Евгений Халдей, а рядом красноармеец, который забирается на вазон на крыше Рейхстага с красным победным знаменем.
В последнем зале экспозиции герой – учитель истории возвращается с войны домой… От дома осталась только печка.
Для каждого, кто работал над панорамой, это личная история. Прадед художника Ани был танкистом, погиб в Беларуси в начале войны. Дед костюмера Маши – на Синявинских высотах под Ленинградом. Дед реконструктора Айгуль встретил день Победы в Берлине.
«Наша работа это совмещение трех технологий, в том числе и кинотехнологий, которые так или иначе привлекут любую аудиторию. Поэтому, я думаю, это будет интересно всем», – рассказывает Дмитрий Поштаренко.
Экспозиция открыта ежедневно. В будние дни за вход нужно заплатить символическую сумму, а в выходные посещение бесплатно.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет