После окончания престижного института он стал дипломатом. Несколько лет работал атташе в самой закрытой стране мира – КНДР. А затем написал заявление об увольнении по собственному желанию. Ради музыки. Музыкант, писатель, создатель группы «Ва-БанкЪ» Александр Ф. Скляр прокатился на «Ночном экспрессе» с Алексеем Кортневым.
В программе знаменитый рок-музыкант рассказал о своем детстве и родовой памяти, самом необычном концерте во Франции и службе в Пхеньяне, а также о том месте, в котором Скляр написал большинство своих шедевров.
Алексей Кортнев: Скажи, с чем у тебя связана Яреська? Что тебе говорит это название?
Александр Скляр: Это мое раннее-раннее детство. Когда мы вместе с моими родителями – с папой и с мамой – поехали даже не на родину папы, а на родину наших предков по папиной линии. И вообще детали этой поездки я не помню. Помню только несколько эпизодов. Например, как папа сказал мне, что в Яреськах половина людей до сих пор носят фамилию Скляр. Это место под Полтавой находится.
Еще одна история о том, как мой папа Феликс Сидорович учил меня плавать. Делал он это очень брутально. Он вместе со мной заходил на отмель, отплывал и заставлял меня плыть к себе. Так и научился плавать – именно в Яреськах.
А.К.: Тебя же в детстве звали «Сашенькой»? Поэтому родилась одноименная песня?
А.С.: Интересно, что эту песню я написал достаточно давно. И я тогда даже не предполагал, как много моментов меня взрослеющего потом отразиться в этой песне!
А.К.: Работать со словом ты обучался еще когда получал свою первую профессию. По образованию ты дипломат?
А.С.: На самом деле, там экономическое образование. Но корейский язык используется, в том числе, и на дипломатическом уровне.
А.К.: Как ты себя чувствовал в Северной Корее, о которой только сейчас мы начинаем что-то узнавать?
А.С.: Я себя чувствовал крайне некомфортно, потому что я совсем не был готов к этой работе. Меня кинули туда неожиданно, потому что понадобился специалист по корейскому языку. Зато там я начал писать свои первые песни. Поэтому сейчас я могу сказать: «Спасибо, КНДР!». С огромным удовольствием снова бы много лет спустя туда бы съездил.
А.К.: А кем ты там работал?
А.С.: Я работал дипломатом, у меня дипломатический ранг атташе. Обязанности крайне простые и весьма обильные. Я переводил много газет, участвовал в переговорах. Самое страшное на работе – это читка у посла, которая происходила каждый понедельник. Когда сидят все дипломаты, сидит посол, который не говорит по-корейски вообще, и ты делаешь обзор по трем выпускам главной газеты. Это было самое страшное.
А.К.: А как ты избавился от этой работы?
А.С.: Ну, я уже тогда понял, что не хочу там работать, мне это неинтересно. К тому же я уже весь в мыслях был в музыке. И я придумал себе легенду, что мне предложили без экзаменов поступить в Консерваторию на вокал. Она сработала, хотя, конечно, те два месяца, что мне пришлось отработать после того, как я подал заявление по собственному желанию, на меня очень странно смотрели.
А.К.: Что с тобой случилось во французском Лионе?
А.С.: Лион мне запомнился, как, с одной стороны, самый малочисленный по публике концерт, а с другой стороны – как лучший концерт «Ва-БанкЪ». Одна компания устроила нам тур во Францию, по которому мы должны были сыграть 10-15 концертов в разных городах. Лион был приблизительно посередине тура. Приезжаем в Лион, нас встречает директор клуба. Очень приятный парень, но сразу нам говорит: «Ребята, я вас хочу огорчить. У меня новый клуб. Наверное, я что-то недоделал. Потому что на вас сегодня продано семь билетов». По условиям контракта, мы имели право отказаться от концерта. Но мы решили не портить репутацию молодому клубу и сыграли этот концерт для семи человек. В результате мы сыграли наш лучший концерт во всем этом туре.
А.К.: Переносимся на юг страны. Расскажи, что для тебя Севастополь.
А.С.: Во-первых, с детства или с юношества Крым для меня связан с моим ежегодным приездом на летние месяцы в Гурзуф. Это было место паломничества, это было место моей юности, это было место, где собирались хиппи со всего Советского Союза. Ну а за последнее время Севастополь у меня связан с тем, как мы в 2014 году, за два дня до референдума, туда приехали. Хочу, чтобы свои ощущения об этом высказал гитарист Денис Скопин.
Денис Скопин: Что могу сказать, я увидел настоящее волшебство. Не было людей, которые заставляли всех радоваться и проявлять свои эмоции. Это было все настоящее. Люди выходили на улицы, мы вышли на сцену на площади Нахимова. Фантастическое ощущение, праздник. Мы специально ходили по людям и спрашивали, что они думают по поводу текущей ситуации. Они говорили: «Наконец-то, мы идем домой». Это было незабываемо.
А.К.: Я знаю, что у вас тогда же случилось совершенно незабываемое выступление, когда вы в один день сыграли и спели с двумя хорами.
А.С.: Мы естественно это не подгадывали, да и с самими хорами не пели. Просто так получилось, что хор Сретенского монастыря и хор моряков военно-морского флота выступали, а мы – между ними. Кстати, я хорошо помню то ощущение, о котором рассказал Денис. Это был такой праздник для нас. Мы снова почувствовали, насколько Крым является важным для нас местом.
А.К.: «Ночной экспресс» приехал на станцию Купавна. Я про это место ничего практически не знаю. Расскажи!
А.С.: Купавна для меня – это мое родовое гнездо. Там дедушка мой получил в год моего рождения маленький участок. Соответственно, все мое детство прошло в Купавне. Эта моя вторая родина. Я туда езжу всю свою жизнь, там вырос мой сын. А главное, что для меня это самое любимое место не только отдыха, но и работы. Большую часть песен, которые мы играем, я сочинил именно там.
А.К.: А что нужно делать на восьми сотках, чтобы тебя так перло?
А.С.: Ничего. Надо все максимально сохранить. Скажем, дедушкин дом, который он построил в 1958 году своими руками, когда мы решили его переделывать, мы максимально его сохранили. И там нет ни одной новой яблони, всем им более 50 лет, их посадил мой дед.
Послушать живые выступления лучших российских музыкантов вы можете по пятницам в 22:00 на телеканале «Мир».
Подробнее в сюжете: Ночной экспресс