4 октября 1925 года родился Марлен Хуциев – гениальный советский и российский режиссер, сценарист, актер, педагог. Сегодня ему исполнилось бы 94 года. В день рождения художника, ставшего живым кардиографом советской эпохи, «МИР 24» рассказывает о его жизни и работе.
Будущий великий режиссер родился в городе Тбилиси, который тогда еще носил имя Тифлис. Родителями Марлена Хуциева были аристократка и красный комиссар. Отец Мартын Леванович Хуциев (Хуцишвили) – коммунист с дореволюционным стажем. Дивизионный комиссар, он прошел гражданскую войну, а затем стал заместителем наркома внутренней и внешней торговли СССР. Мать – Нина Михайловна Утенелишвили, красавица, актриса, имела дворянские корни.
Необыкновенно нежное, словно иностранное, «мурлыкающее» имя Марлен мальчик получил благодаря убеждениям отца: это производная от сложения слов «Маркс» и «Ленин».
Когда Марлену было всего три года, его родители расстались, и мать уехала с маленьким сыном в Москву, где пыталась найти работу актрисы. Быт ее был не устроен, помочь было некому, и малышу часто приходилось оставаться дома одному: он засыпал, так и не дождавшись мать из театра. В какой-то момент в Москву приехал его отец и забрал сына назад в Грузию, где у него появилась новая семья. Однако в годы репрессий отец Марлена Хуциева был арестован и расстрелян. После этого опека над сыном снова перешла к маме, вернувшейся в Тбилиси.
В школьные годы все свободное время мальчик рисовал. От матери-аристократки Марлену передалась тяга к прекрасному, и он проводил за мольбертом выходные и каникулы, часами рассматривал репродукции полотен великих мастеров прошлого. 18 лет ему исполнилось в 1943 году. Но на фронт молодого человека не взяли по состоянию здоровья: у него была астма и очень плохое зрение.
Марлен Хуциев мечтал стать художником, однако в Академию художеств он так и не поступил. Опечаленный этим, он устроился работать на Тбилисскую киностудию помощником декоратора и скоро обнаружил, что все происходящее на съемочной площадке его так увлекает и завораживает, что думает он теперь только о кинематографе.
Поэтому когда ему исполнилось 20 лет, он отправился в Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет, который окончил в 1952 году. Послевоенные годы, на которые выпала учеба Марлена Хуциева во ВГИКе, навсегда отразились в его творчестве. Многие критики позже отмечали удивительную способность режиссера создавать в кинокартинах собственное поэтическое пространство, наполненное воздухом и светом, жаждой жизни. Как будто его художественный талант, не прорвавшийся в живописные полотна, создавал теперь иные, кинемотографические миры, в которых была жизнь и любовь.
Фото: Коньков Александр/ТАСС
И в его личности, и в творчестве постоянно жила борьба противоположностей: южный темперамент, одержимость, максимализм с одной стороны, и мудрость, простодушие, осторожность, взвешенность каждого приема с другой. Между этими противоположностями чувствовалась наэлектризованность, заряженность его кинематографического пространства.
За более чем полвека своей деятельности в кино Марлен Хуциев снял гораздо меньше картин, чем многие его коллеги-режиссеры. На его счету всего девять фильмов, включая один короткометражный, один телевизионный и один неигровой. Но каждый из них становился настоящим событием в кинематографе!
Фото: Кавашкин Борис/ТАСС
Свой первый фильм «Весна на Заречной улице» с Николаем Рыбниковым и Ниной Ивановой в главных ролях он снял на Одесской киностудии, где проработал пять лет. Эта картина, ставшая своеобразной визитной карточкой мастера, мгновенно прославила молодого режиссера, сделала его знаменитым. В ней раскрываются характеры и мечты живых и прекрасных людей, без малейшей примеси идеологии. Той идеологии, которой были пропитаны все фильмы эпохи. Не зря картину «Весна на Заречной улице» в первый же год посмотрело более 30 млн зрителей: им было необходимо осознать и прочувствовать, что и они сами – тоже не только борцы за коммунизм, но и живые, чувствующие люди.
Вся страна завороженно вдыхала этот воздух свободы, не понимая, чем же их так влечет история любви юной учительницы из школы рабочей молодежи и ее ученика, сталевара. Благодаря фильму «Весна на Заречной улице» в Советском Союзе впервые появилось такое явление, которое потом назвали «культовым кино».
Второй фильм Марлена Хуциева – это мелодрама «Два Федора», в которой дебютировал актер Василий Шукшин. И снова ни следа идеологии! В мире войны и послевоенной разрухи персонажи из народа, из самой его гущи переживают глубоко личные драмы и трагедии: любят, ревнуют, переживают, уходят навсегда, учатся жить вместе. В этой кинокартине зазвучала тема цены победы, которая в полной мере раскрылась гораздо позже, в пронзительном телефильме «Был месяц май».
Это удивительно, но каждому фильму Хуциева удавалось стать знаковым в биографии отечественного кино. Критики не раз отмечали, что мысли, образы, настроения, укорененные режиссером, годы спустя давали всходы в творчестве других мастеров. Так что работы Марлена Хуциева критики стали называть искусством пролонгированного действия
Посреди пыльного советского застоя Марлен Хуциев снимал самое несоветское кино в стране. Нет, он не критиковал и не призывал ни к чему, кроме жизни. Просто по-прежнему не пускал в свои ленты советскую идеологию. Проблемы с властью начались с «Заставы Ильича» – лирической кинокартины о молодежи 1960-х, которая вышла в прокат под названием «Мне двадцать лет».
Дух эпохи, все юные чаяния шестидесятников отразились в этом фильме. В нем использовались документальные кадры вечеров поэзии в Политехническом музее, где участвовали поэты Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Григорий Поженян, Михаил Светлов, Римма Казакова, Булат Окуджава и другие.
Этот фильм раскритиковал лично Никита Хрущев, поэтому большинство эпизодов пришлось переделывать. Но даже после того, как фильм был перекроен вдоль и поперек, режиссер Михаил Ромм сказал об этой картине: «Марлен, вы оправдали свою жизнь!».
Следующий фильм Хуциева «Июльский дождь» оказался еще более «несоветским». Режиссер говорил потом, что снимал это кино не о том, как рождаются чувства, а о том, как они угасают. Такой фильм мог быть снят во Франции или Италии, там ему бы рукоплескали, как, скажем, культовому фильму Клода Лелуша «Мужчина и женщина». Не даром фильмами Хуциева так интересовался великий Феллини, с творчеством которого у нашего режиссера было много неуловимо общего.
Фото: Мастюков Валентин/ТАСС
После «Июльского дождя» Марлен Хуциев снял удивительную по чистоте и прозрачности киноленту «Был месяц май», экранизацию рассказа «Почем фунт лиха», который замешан на военных воспоминаниях. Над фильмом вместе с Хуциевым работали Григорий Бакланов и Петр Тодоровский – оба отставные лейтенанты.
После этого Марлен Хуциев замолчал на целых 12 лет, в течение которых он работал над фильмом о Пушкине, который так и не был им снят. И когда все уже перестали ждать его новых работ, Хуциев выпустил два последних своих фильма: «Послесловие» с Ростиславом Пляттом и Андреем Мягковым и документальную ленту «Бесконечность».
Причем фильм «Послесловие» он окончил завораживающей и метафоричной сценой проявки фотографий уехавшего старика. На кадрах прошлое, каким его помнит старик, проявляется в ландшафте настоящего. Как итог и как эпитафия ушедшим шестидесятым и семидесятым годам, в которых творил великий Марлен Хуциев.
Подробнее в сюжете: Новости кино