Работоспособность Евразийского экономического союза, наверное, уже ни у кого не вызывает сомнений. В этом году ЕАЭС отмечает свой первый юбилей. В мае 2014-го, тогда еще в Астане, Нурсултан Назарбаев, Александр Лукашенко и Владимир Путин подписали договор о создании союза. За пять лет удалось сделать многое, но некоторые барьеры все равно остаются. Во вторник лидеры стран ЕАЭС собрались в Ереване и решали, как избавиться от проблем насущных. За переговорами следила корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
Сколько будет длиться командировка, дальнобойщик Саргис Лалаян никогда не загадывает. Сегодня он везет известный каждому, кто родился в СССР, армянский коньяк. Путь из Армении, транзитом через Грузию, в Россию. Впереди две границы, на обеих проверка груза и документов.
«Дорогу, которую надо пройти за пять-шесть суток, проходит за две недели», – говорит исполнительный директор международной транспортно-экспедиторской компании Гагик Агаджанян.
Растет стоимость перевозки, а вместе с ней и цена продукта. Все это противоречит главным постулатам Евразийского экономического союза. В идеале – свободное перемещение товаров и услуг, по факту – барьеры. Как их снизить, а лучше и вовсе убрать – главный вопрос саммита в Ереване. Гостей встречает премьер-министр Армении Никол Пашинян. На правах хозяина он открывает заседание.
«Несмотря на позитивную динамику, есть сферы (в частности, рынок газа), где товары стран ЕАЭС традиционно предлагаются не в национальной валюте стран союза, поэтому вопрос максимального расширения поля для взаимодействия в национальных валютах должен быть в числе наших приоритетов», – отметил Никол Пашинян.
На повестке также создание общего финансового рынка, но речь не о единой валюте. Пока это вопросы об общих правилах, по которым будут выдавать кредиты и страховые полисы, торговать ценными бумагами. Президенты Беларуси и Казахстана посоветовали коллегам смотреть шире.
«Произведен запуск трансконтинентального железнодорожного маршрута Вьетнам – Китай – Казахстан – Европа, который решает логистические вопросы по продвижению наших продуктов на рынок стран АСЕАН», – сообщил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
«Для расширения международной повестки ЕАЭС нужно уделить особое внимание странам дальней дуги, где наши товары и услуги пока еще малоузнаваемы», – выразил, в свою очередь, уверенность президент Беларуси Александр Лукашенко.
Привычный набор флагов для саммитов ЕАЭС: пять стран-участниц, наблюдатель Молдова, флаг ЕАЭС. Но в этот раз еще два: это гости саммита – Сингапур и Иран. С каждой из этих стран Евразийский экономический союз создает зону свободной торговли. Соглашение с Сингапуром подписали по ходу саммита. Экспортировать и импортировать без таможенных пошлин будут больше 12 тысяч видов товаров. Сингапур – это город-государство. За высокий темп развития экономики входит в список так называемых четырех «азиатских тигров». На очереди еще 13 стран, среди них Сербия, Израиль, Египет и Индия. Самое время задуматься о создании инфраструктуры.
«Это как скелет у любого хозяйства. Мясо может нарасти, а если нет скелета, то мясо не нарастет и мышцы не накачаешь. Если мы хотели добиваться высокой эффективности от союза, его надо делать сильным, эффективным, но единым», – говорит президент Делового совета ЕАЭС Виктор Христенко.
Фура Саргиса на подъезде к грузинской границе. Дорога заняла пять часов. «Если у человека нет никаких проблем с документами и грузом, то все в порядке. Предположим, 10 машин едут, у четырех проблемы с весом, грузом и документами, и уже начинают задерживать всех остальных», – сказал Саргис Лалаян.
На проверку всего 25 минут. Граница Армении и Грузии пройдена, можно снова в дорогу.
Саммит в Ереване запомнится еще и непривычными для президентов снимками: Никол Пашинян делал селфи и выкладывал в Сеть. Идея ЕАЭС принадлежит Нурсултану Назарбаеву. Сегодня это территория, на которой живут 186 миллионов человек. Каждый может работать в любой стране союза без виз и патентов. Действительны дипломы и стаж, полученные на родине. Требования к товарам едины для всех стран ЕАЭС.
«В погоне за краткосрочной выгодой некоторые страны ужесточают государственный контроль и создают дополнительные препятствия. Подобный подход уменьшает эффект от интеграции», – отметил президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков.
Кыргызстан и рад бы поставлять больше товаров на рынок союза, но в стране всего две лаборатории, где проверяют продукты на экспорт. Техника новейшая, а вот специалистов не хватает. Если в России в подобной лаборатории работают 50 человек, то в Бишкеке 18. Проверять приходится и по ночам, и по выходным.
«После вступления в ЕАЭС у нас ассортимент продуктов увеличился, потому что люди стали реализовывать свои продукты на территории Таможенного союза. Ожидаем еще больше поступлений, потому что люди начали открывать предприятия по российскому фонду, мясные, убойные цеха. И требования еще жестче стали», – подчеркнул заведующий химико-токсикологическим отделом ветеринарно-санитарной экспертизы при государственной ветеринарной и фитосанитарной безопасности Кыргызской Республики Эрмек Курмангулов.
Избавиться от барьеров можно, уверен российский президент. Главное – доверие.
«Нужно наладить полноценный обмен юридически значимыми электронными сопроводительными товарными документами, а также энергичнее внедрять электронную маркировку товаров. К слову, пилотный проект по маркировке ряда товаров подтвердил эффективность данной меры в борьбе с контрафактной продукцией, увеличил налоговые поступления», – заявил Владимир Путин.
К утру фура Саргиса встала в пробку еще задолго до российской границы. Значит, впереди часы простоя, а потом снова все по кругу: взвешивание, проверка груза и документов. Все то, что он уже проходил.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе