<script async custom-element="amp-playbuzz" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-playbuzz-0.1.js"></script>
Лауреатами Нобелевской премии по медицине стали ученые из США Уильям Кейлин, Грегг Семенц, а также их коллега из Великобритании Питер Ретклифф. Нобелевский комитет присудил им награду за исследования молекулярных механизмов транспорта кислорода к клеткам.
Как пояснил в интервью «МИР 24» главный редактор издательства «МедПресс-Информ» Виталий Кульбакин, исследования, за которое ученые получили престижную премию, начались еще в 1986 году. Грегг Семенц и Уильям Кейлин независимо друг от друга изучали, как кислород воздействует на клетки на уровне эритропоэтина. Это один из гормонов, который контролирует образование красных кровяных клеток (эритроцитов).
Один из ученых, генетик Грегг Семенц, вычислил ген этого гормона и понял, что выработка гормона связана с недостатком кислорода в тканях. А именно, организм продуцирует в условиях гипоксии больше эритропоэтина.
Врач Уильям Кейлин изучал это свойство эритропоэтина на примере почек и нашел механизм, как эритропоэтин действует на клеточном уровне. Он выявил транспортный белок – «фактор, обусловленный гипоксией».
Фото: Zheng Huansong via www.imago-images.de/tass/imago images/Xinhua
Наконец, третий исследователь, онколог Питер Ретклифф, в 1993 году стал изучать синдром Гиппеля-Линдау, который является наследственным опухолевым синдромом. Он вдруг обнаружил связь процесса развития так называемого семейного рака с эритропоэтином.
Таким образом два первых открытия – само открытие эритропоэтина и понимание молекулярных основ регуляции кислорода – позволили ему сделать вывод о том, что некоторые опухоли развиваются именно под влиянием эритропоэтина в условиях гипоксии.
Эти исследования позволяют использовать как гипоксию (недостаток кислорода в клетках крови), так и гипероксию (избыток кислорода) для блокирования сигнальных молекул.
На этом строится сейчас вся терапия рака – так называемая таргетная или молекулярно-таргетная («молекулярно-прицельная») терапия.
Причем все это применимо не только в онкологии, но и в стимуляции эритропоэза, на которой попались российские спортсмены, ведь все нынешние мельдониевые скандалы – тоже следствие этих открытий.
Подробнее в сюжете: Нобелевская премия
Читайте также: