Озоновая дыра над Антарктидой сократилась до минимальных за последние 30 лет размеров. Но ученые не спешат делать оптимистичные прогнозы на будущее, сообщает BBC.
Доктор Джонатан Шанклин, который в 1980-х годах одним из первых задокументировал истончение озонового слоя над Южным полюсом, считает: это явление, скорее всего, является кратковременной аномалией.
Более высокие, чем ожидалось, уровни озона объясняются внезапным потеплением на больших высотах. Рост температур приостановил химические реакции, которые разрушают озон на высоте 15-30 км над поверхностью.«Чтобы увидеть, работают ли международные договоры или нет, вам нужно взглянуть на долгосрочную перспективу», – подчеркнул доктор Шанклин.
Напомним, в 1985 году ученые Джо Фарман, Брайан Гардинер и Джонатан Шанклин опубликовали первую научную статью о разрушении озонового слоя над Антарктидой.
Это открытие привело к подписанию Монреальского протокола. Этот международный договор постепенно вывел из употребления большинство хлор- и бромсодержащих химических веществ, вредных для атмосферы планеты. До этого они широко использовались в качестве хладагентов, в производстве чистящих средств и аэрозольных баллончиков.
Эксперт добавил, что ситуация улучшается, но останавливаться на достигнутом нельзя. Некоторые страны все еще продолжают производить хлорфторуглероды (ХФУ), опасные для окружающей среды.
Кроме того, появились новые токсичные вещества, к примеру, гексафторид серы (SF6). Он применяется в электротехнической промышленности для предотвращения коротких замыканий и аварий. Это чрезвычайно мощный парниковый газ, и хотя сейчас его выбросы относительно невелики, они постепенно увеличиваются.
Ученые подчеркнули, что состояние атмосферы Земли следует постоянно мониторить, чтобы отследить негативные тенденции в самом начале и предпринять меры по исправлению ситуации.
Ранее стало известно, почему появилась огромная озоновая дыра над Арктикой. Оказалось, что ее возникновение связано с извержением вулкана Мерапи на острове Ява. Нагретый воздух ускорил полярный циклон, внутри которого сформировались условия для разрушения озона.