По данным ООН, почти треть всех продуктов в мире не съедается, портится и оказывается на свалке. Убытки для мировой экономики составляют триллион долларов в год, не говоря уже о моральной составляющей, ведь во многих странах люди голодают. Как изменить ситуацию – разбиралась корреспондент телеканала «МИР 24» Маргарита Гырылова.
Мягкий хлеб в мусорном контейнере. На склад в Эстонии привозят продукты с истекшим сроком годности. По данным ООН, ежегодно в мире на свалках гниет полтора миллиарда тонн еды. В одной только России выбрасывают 17 млн тонн, это почти триллион рублей.
«К 2030 году население на планете составит 10 млрд человек. Продуктов нам нужно будет больше. Нам потребуется еще две дополнительные планеты, если мы будем потреблять такими темпами и терять столько, сколько мы теряем сейчас», – говорит сотрудник по связи продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в РФ Катерина Антоневич.
Самые неэкономные – домохозяйки: половина пищевых отходов от них. Никита раньше тоже готовил расточительно. Теперь у него, шеф-повара, все идет в блюдо.
«Овощные очистки превращаются в пепел, который мы используем как краситель. Из обрезков и жил получается мясная мука для усиления вкуса», – рассказал шеф-повар ресторана Никита Одерягин.
Так Никита спасает 8% продуктов в своем ресторане. Все его клиенты знают, что едят, им нравится.
Спасают еду и волонтеры. Каждый вечер приезжают за тем, что вот-вот станет негодным. Например, за запеканкой, срок годности которой истечет завтра утром. Продукты потом передают нуждающимся. Лишь одно кафе выручило уже 300 семей. Раздавать могли бы и больше, но с фондом сотрудничают пока не так много ритейлеров, как хотелось бы.
«Производителям невыгодно сдавать продукты в благотворительные фонды, потому что тогда они не могут вернуть налог на прибыль и на добавленную стоимость. При утилизации этот налог им возвращают», – объясняет пиар-менеджер Фонда продовольствия «Русь» Егор Гольдин.
В семье Гогохия мука на вес золота, жизнь заставила хозяйку быть бережливой. Сегодня на обед картофельный пирог. Нине нужно накормить мужа, троих детей и себя. Она ждет четвертого. Работы у главы семейства нет, собственного дома тоже. Живут в бараке.
«Корову нам одолжили соседи. Супруга из молока делает простоквашу, творог. Хотя бы дети не голодные, когда есть молоко. Пока трава зеленая – хорошо, а зимой уже не сможем выкармливать корову», – говорит Заур Гогохия.
Нелегкую жизнь грузинской семьи поймут те, кто оказался за чертой бедности. Между тем эксперты подсчитали: едой, которую только в России везут на свалки, можно накормить 30 млн человек.
Подробнее в сюжете: Благотворительность и волонтерство